сегодня: 11/12/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 16/03/2004

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Создан для блаженства (под редакцией Льва Пирогова)

В метро

Кирилл Куталов (16/03/04)

Мы договорились встретиться в метро. С утра пораньше, без четверти десять. Я вышел без запаса времени — чтобы попасть на место точно когда договаривались. Сделал я это не нарочно, поскольку обычно стараюсь выходить раньше. При том, что я никогда и никуда не прихожу вовремя, я всегда выхожу заранее, потому что иначе чувствую себя крайне неуютно — мне кажется, что на меня давят, что время меня к чему-то вынуждает. На что уходят эти пятнадцать (а то и двадцать) минут, для меня загадка. Куда-то исчезают.

Поскольку времени у меня было в обрез, я старался все делать быстрее. Шел быстрее, быстрее проходил к выходу в троллейбусе, быстрее бежал по эскалатору. Все это время я сосредоточенно смотрел себе под ноги, потому что на улице было скользко и мокро, в троллейбусе было битком набито и скользко, при входе в метро тоже было как-то осклизло.

Успокоился я только в вагоне — особым вагонным покоем, когда от тебя больше ничего не зависит, тебе остается только ехать, и быстрее ты из точки А в точку Б не попадешь. В метро это сделать проще всего — должно быть, включается какой-нибудь внутренний защитный механизм мозга, потому что если вдуматься, то ничего более жуткого, чем мчащийся под землей поезд, я представить не могу, если вдуматься, это будет пострашнее самолета. Сигнал разума об опасности просто должен блокироваться неким внутренним устройством, цель которого — тоже самосохранение, но от опасности другого рода, от опасности погибнуть в давке, когда весь вагон забьется в истерике.

Успокоился я настолько, что когда вышел из вагона, уже не помнил ничего ни про встречу, ни про время до, которое уже почти закончилось — пошел к выходу.

Очнулся только у дверей.

И побежал назад.

По дороге я смотрел на лица людей — меня почему-то тревожила мысль о том, что я встречусь с кем-нибудь из своей конторы. И заметил одну странность — они все шли, опустив головы и глядя себе под ноги. То есть все, как один. Из-под земли валила толпа людей, глаз которых не было видно. Среди них были и знакомые, но ни один из них меня не увидел — никто просто не поднял головы. На эскалаторе было еще более странно — из-за того, что фонари горели через один, подъем и спуск происходили в полумраке, и мне иногда было сложно просто сосчитать людей, попавших в поле зрения, потому что они, со своими опущенными головами, уже совсем сливались в какую-то нерасчленяемую массу.

Апофеозом же непривычного чувства стал тот момент, когда я, наконец, спустился вниз и встретил того, с кем встречался. Мы просто постояли несколько минут в центре зала. Поговорили. Но за эти несколько минут вокруг нас образовалось поле высокого напряжения — еще немного, и нас бы просто разнесло по разным концам зала, разорвало на части и размазало по стенам. Поток людей вокруг нас занимался тем, чем занимается всякий поток, в который попало инородное тело — он пытался сточить нас по краям, придав нам обтекаемую форму. Несколько раз мне удавалось увидеть лица — те самые, которые люди так старательно прятали. Я пожалел об этом — такие лица лучше видеть в динамике, смазанные быстрым движением, или не видеть вовсе.

Напротив меня остановилась женщина, она искала глазами указатель и явно не знала, куда ей идти дальше — в ее взгляде был испуг и даже отчаяние, при том, что по виду она была городской жительницей, даже если и не из этого города, то из какого-нибудь другого большого города, и боялась не столько потеряться, сколько выпасть из потока и превратиться в инородное тело, планомерно, путем тычков и пинков, обтачиваемое по краям.

Когда я пошел обратно к эскалатору, я физически ощутил, что значит «влиться в толпу». Люди были одеты по погоде, то есть тепло и громоздко, но я чувствовал себя совершенно голым — в окружении таких же голых тел. Или даже хуже — я утратил ощущение обособленности, как будто ни одежда, ни кожа не отделяли меня от толпы. Я мог читать на эскалаторе книгу, мог слушать музыку, но все эти проявления внутренней свободы были заключены в жесткую рамку направления и скоростного режима движения человекопотока, вперед и вверх, туда, где можно рассеяться — но только для того, чтобы тут же перегруппироваться по какой-то другой модели, в обед разбить связку еще раз, уходя с работы — еще, и наконец выстроиться в конечную цепь объектов для измерения рейтинга телепередач.

Вместе с тем толпа успокаивала, как будто вместе с обособленностью я потерял и часть ответственности за себя, передоверив ее человеческой массе на лестнице эскалатора. Удивительным образом в сознании освободилось место для отвлеченных размышлений, я даже достал книгу и успел прочесть пару страниц, и из метро вышел с задумчивым видом, прошел в рассеянности по улице и вскоре влился в стройные ряды коллег.

А по дороге домой я видел в вагоне собаку. Она спала у двери в кабину машиниста и не проявляла никаких признаков беспокойства, как будто прокатиться на метро для нее — привычное занятие. Это была настоящая городская собака, собака-урбанит. На третьей станции она проснулась. Подняла голову, спокойно оглядела вагон, когда поезд остановился, встала на лапы, вышла и потрусила к выходу. Собака явно знала, куда она едет. «Знала», конечно, не в том смысле, в каком это знали про себя люди в вагоне, но что-то она определенно знала, и еще она знала, что этот пугающий и враждебный для каждого «нормального» животного механизм — лишь часть пейзажа, условия среды, естественная среда обитания.

Больше всего в собаке мне понравилось то, что она совершенно не сливалась с толпой, а выглядела, наоборот, обособленно и по-своему аристократично.


Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я