сегодня: 20/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 20/04/2005

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Толстяки на расстоянии: «Новый мир» №3, 2005

Евгений Иz (20/04/05)

В самом раннем детстве, когда я еще не владел вербальной коммуникацией, я близко к сердцу воспринял тогда еще свежий импульс движения Нью Эйдж и ничего никому не говорил, предпочитая выражать себя исключительно при помощи primal scream. Тогда, сообразно моему дословесному и обрядовому миропониманию, каждое утро начинался новый мир. Позднее, вместе с освоением общественного способа описания всего, пришло понимание, что мир становится новым не только с утра, но и с каждой ночью. После стало ясно, что мир оказывается не тем, что был вообще ежесекундно. Это вызывало определенную усталость и иногда грусть. Потому что по большому счету все эти постоянные изменения мира составляют его принципиальную неизменность, что я в очередной раз и заметил, перечитывая мартовский номер «Нового мира».

Если оставить философию и экзистенциальные спекуляции, то в «Новом мире» №3/2005 было и что-то забавное, по крайней мере, для меня лично. Как обычно, чтение толстяков я начал с конца – с актуального, легкого, быстрого и свежего (относительно толстожурнальных скоростей, конечно). И это снова были Библиографические листки (составленные А.Василевским и П.Крючковым). А именно раздел периодики А.Василевского. Здесь я наткнулся на цитируемый отрывок из моего толстячного обзора для «Топоса» от 26 ноября 2004, посвященный «Новому миру» №10 за тот же год. Именно в том обзоре, воспевая рубрику Библиографических листков НМ, я делал ставку на попадание своего игрового всплеска именно в эту же рубрику в дальнейшем. Что и обнаружил в мартовском номере. О чем и спешу написать сейчас, уже предвкушая ответ-цитирование где-нибудь в конце весны или начале лета; уже рисуя в воображении построение зеркального коридора из взаимоупоминаний, которому теоретически не может быть конца (т.н. дурная бесконечность). Но, полагаю, что главреду, как человеку более зрелому и опытному, стоит первому прекратить сие бесцельное и бессмысленное эхолокационное игрище. Сейчас же время, вроде бы, говорят, не то – другие приоритеты, примат практичности и меркантильности. В каком-нибудь «Книжном обозрении» для подобного даже гипотетического места не предусмотрено.

Далее в книжном обзоре С.Костырко – добротный набор неэкстравагантных книг, от Гришковца и Гениса до Жорж Санд и Джеффри Чосера. «Книжная полка Андрея Василевского» посвящена в основном геополитически ориентированным нехудожественным книгам (Бьюкенен, ось Запад-Восток, курс Норд-Ост, глобализация, философские прозрения первой части боевика «Матрица», «Курочка Ряба» В.Руднева, советы знаменитого журналиста В.Третьякова, как стать знаменитым журналистом Третьяковым). Просто красива (практически совершенна) аннотация к книге И.Палхан «Иврит, Хазары и Русская речь» (Иерусалим, 2004), которая выглядит так (привожу целиком и навсегда): «Лапоть созвучен нашему лафут – то есть накрепко обвитый чем-то.»

Театральные впечатления Павла Руднева в одноименной рубрике – о новосибирском фестивале «Sib altera -2004» и спектакле «Куклы» Валерия Беляковича и Театра на Юго-Западе. Лично меня, как, подозреваю, и многих, современный театр не впечатляет, что сказывается и на интересе к театральным рецензиям. Собственно об этом и идет речь в рецензии на «Кукол», где анализируется откровенно-болезненный ход режиссера Беляковича. « Об актерском таланте актера Беляковича ходят легенды. Премьер своей труппы, он появляется на подмостках, чтобы выразить нечто существенное, будто Мировая Душа, являющая себя миру раз в сто лет.»

«WWW-обозрение Владимира Губайловского» посвящено животрепещущей теме DDoS-атак или по-русски «распределенных атак на отказ от обслуживания». «Авторитетная аналитическая компания IDS привела данные, согласно которым осенью 2004 года два из трех компьютеров, подключенных к Сети, были заражены троянскими программами или другими формами spyware – шпионского программного обеспечения.»

Я рассматриваю очередной номер НМ не только с конца, но и с мужских материалов. Мартовский выпуск получился в количественном соотношении безусловно женским. «Кинообозрение Натальи Сиривли» посвящено свежему и многими восхваленному фильму Ким Ки Дука «Клюшка для гольфа №3» (более известному как «Пустой дом»). Анализ Сиривли отчего-то предельно напоминает подробный пересказ сюжета, только в финале расцветая морально-этической максимой. Прочитав это о «Клюшке» («Доме»), сам фильм смотреть уже необязательно – корейский шедевр будет обидно предсказуем.

В разделе рецензий и обзоров Майя Кучерская освещает книгу прозы Евгения Шкловского «Фата-моргана». Российская реалистическая традиция (в литературе) в книге филолога и критика Шкловского оказывается насквозь пропитанной инобытийственными соками, и под постмодернистским блеском деталей скрывается приглушенная мистика. Кроме того, рецензент отмечает, что с выходом этой книги реабилитируется забытый нынешними издательствами жанр рассказа.

В этом же разделе В.Губайловский сталкивает лбами (небольно и бережно) двух современных поэтов – Всеволода Емелина и Дмитрия Тонконогова. Побеждает Тонконогов. «Тонконогов добивается именно подлинности…А это очень дорогого стоит. В мире игры и подмены, симуляции и маски подлинность – это точка опоры.» Поэзия же Емелина видится слишком зараженной пародийной игрой и актуальной востребованностью. При этом оба поэта рассмотрены стоящими со своими пегасами у границы абсурда – с разных сторон.

Марина Краснова с рецензией на редкую для нынешнего дня книгу Льва Лунца «Обезьяны идут!» организует очаг интереса вокруг напрочь забытого читательскими массами кружка «Серапионовы братья», существовавшего в 20-х годах прошлого века и вокруг оригинальной личности Лунца. Книга содержит прозу писателя, его драматургию, публицистику и частную переписку, плюс памятования и некрологи vip-литераторов былого и по мнению рецензента «позволяет судить о возникновении того менталитета, каковой следовало бы назвать «менталитет советского писателя первого призыва»

Раздел литературной критики отдан памяти Марины Цветаевой и веским словам трех авторов-цветаеведов – Лили Панн, Маргариты Духаниной и Ирины Беляковой. Царит дух, свойственный цветаелогии. Поскольку Цветаева в значительной мере еще одно «наше всё» – то всё это на любителя. Связь времен и ценнейшие культурные преемственности не прервутся, ибо существуют толстые журналы.

Раздел «Опыты» целиком занят текстом Антона Райкова «Незнайка». Поначалу кажется – ну что там скажет в первой своей публикации студент-философ СпбГУ 1979 года рождения о знаменитом трикстере русской детской литературы, придуманном Николаем Носовым? Но Райков говорит просто, последовательно и не отвлекаясь на лишнее (в том числе на пресловутый «сегодняшний день» с его еще более пресловутыми «реалиями»). Незнайка выявляется как фриджазовый импровизационный музыкант, затем как художник-абстракционист, затем как «проклятый поэт». Затем как жизненный акционист. В общем, все это уже где-то слышано и читано, но кристальная чистота намерения Райкова поделиться своим взглядом на Великого Аляповатого Баламута с аудиторией пробуждает самые светлые чувства, апогей которых приходится на финальну фразу статьи: «Вот вам и Незнайка!». Не знаю, но кажется, что хваленый петербуржский снобизм – вещь немало надуманная и придуманная.

Ревекка Фрумкина с материалом «У себя дома» затрагивает проклятый квартирный вопрос, благодаря которму мы имеем то, что имеем, а также тему дома и жилья. Очень интересно рассказано о пространстве, образе жизни и жизнестроительстве. «Значит, типовая трехкомнатная квартира общей площадью около 70 – 80 метров обойдется примерно в 100 – 120 тысяч $

Из женских стихов Елены Ушаковой, Ирины Евсы, Юлии Куниной и Галины Нерпиной запомнились и нашли отклик образы и приемы Нерпиной в подборке «Тропка дыма», как наименее надуманные и вымученные (компаративно).

Людмила Улицкая с «Двумя рассказами» – еще один знак реанимации жанра короткого рассказа. Мастерство, опыт и четкое знание фарватера плюс бесспорное умение вызывать бесспорный катарсис – если бы не всё это, то представленные рассказы описывались бы банальной формулой «вот оно как в жизни бывает-то».

Рассказы Александра Карасева (Краснодар) хороши простотой и ровным течением в своем неторопливом отзеркаливании знакомой жизни. Однако, как-то неровны они и вместе звучат вразнобой. Рассказы армейские и истории из детства хороши, чуть скучнее студенческие, а исторические – о войне и предвоенной Бессарабии уже кажутся ненастоящими, хоть язык и манера автора ничуть не меняются.

Повесть Натальи Смирновой «В день желтого тумана» – это практически «Улисс» Джойса, только в юбке. Такой короткой – мини. Вроде бы и экзальтации явной нет, но все кажется экзальтированным и инвольтированным непонятно чем. Пересказать фабулу не возьмусь. Крым, любовь и жизнь – темы слишком обширные и галлюцинаторные. На примере таких текстов хорошо видно, что такой вещи, как реализм в литературе просто не существует – есть только в той или иной степени контролируемый авторский произвол в отношениях с интрапсихическими эквивалентами действительности. Определенно одно – с языком у Смирновой все хорошо, как и у Самой Улицкой.

Роман номера – «Холст» Олега Ермакова (Смоленск). Поскольку это только первая часть самого романа и окончание будет в следующем номере – судить о произведении рано. Можно сказать, что это очень подробное полотно интрапсихического эквивалента действительности, многогранный реализм авторской памяти и специфика его эстетической эрудиции. Показалось, что проза Р.Сенчина или А.Геласимова, относясь к тому же крылу литературы, несколько лучше. Но – лишь несколько. И здесь можно ошибиться. Мало ли, в жизни как только не бывает.

Обобщая, можно поставить утешительный диагноз – весенний авитаминоз. Мартовскому номеру «Нового мира». А, может быть, мне.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я