сегодня: 19/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 14/01/2005

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Бумеранг не вернется: Красные

Евгений Иz (14/01/05)

/Фрэнк Диас «Евангелие от Толтеков. Жизнь и учение Кецалькоатля», Киев: «София», 2004/

Кармический промах краснокожих: когда по чистому совпадению у коренных мексиканцев шел год Первого Тростника, связанный с культом Кецалькоатля, на берег высадились бравые коммандос Фернандо Кортеса. Ацтекский авторитет Моктесума был убежден, что это «наш господин Кецалькоатль вернулся!». Чистые Малыш и Карлсон. Только с трагической сноской на незыблемость хода небесных сфер и неколебимость предания. Моктесума так и сказал Кортесу: «О повелитель, после тяжких испытаний ты смог вернуться домой. Садись же на свою любимую циновку, свой трон – все цари ацтеков хранили его для тебя. О чудо! Воочию вижу пред собой всех пережившего властителя нашего!». А как бы вы поступили на месте Кортеса?

Долгая и сложная предыстория этого кармического промаха – эпос о четвертом воплощении Пернатого Змея Кецалькоатля изложена в книге «Евангелие от Толтеков». Четвертое воплощение звали Се Акатль, поскольку он был рожден в год Се Акатль т.е. в год Первого Тростника. Ушел за океанские воды на восток, был светел ликом и бородат. Вернулся Кортес с ребятами. Известная историческая трактовка. Неизвестно, как бы повернулась судьба американских континентов. Адепты северного Маниту сопротивлялись, но узок был их круг и страшно далеки они были от огнестрельного прогресса.

Фрэнк Диас, кубинец по происхождению, живет и преподает в Мексике, в Университете Куэрнавака. Специализируется строго на Кецалькоатле и толтеках, что в антропологическом изводе Центральной Америки обобщается под культурой науатль (язык, счисление, философия). То есть, это его не первая и не последняя работа. К каждой из четырех частей книги (занимающих двести сорок пять страниц) аккуратно приведены источники (их несколько) и комментарии (от автора и от неравнодушного переводчика Т.Матросова). Выглядит убедительно. Однако, это не строго научное исследование, это именно приведенный с приближением к аутентичному звучанию эпос. Без сносок неспециалисту разобраться с нагромождением тамошних богов и их аватаров невозможно. Это не философ Лосев, который берет весь Ренессанс и строго согласно научному методу раскатывает его в увесистый том академического исследования. Это другое. Учитывая, что источников у Диаса немало, к тому же некоторые источники писаны по-английски, а это уже двух-трехкратный перевод, эпос льется слаженно и гладко. Некоторые эпизоды странны или излишне балластны, но это же Красные. Надо уважать.

Ввиду всего этого читающему придется самостоятельно (с маленькой помощью комментариев) улавливать параллели между мифом о Кецалькоатле и некоторыми фрагментами из христианства, митраизма и скандинавских сказаний. Это не та книга, в которой хотя бы в заключительном резюме будет выдвинута гипотеза о ностратической группе и первичной территории. Это та книга, в данные которой, как в расклады мадам Блаватской, можно только верить или не верить. Книга не без сумбура, - разящая разница между древней цивилизацией и ее нарративами и нынешней с ее трансгрессией налицо. Порою может показаться, что беспрецендентный наив толтекского Писания оборачивается синтагмами эзотерических инсайтов (особенно, когда в примечании нам пояснят, что, допустим, оговоренный камень вод – это не камень, но передняя часть гипофиза, участвующая в особой алхимической внутренней практике). Зато все желающие могут насладиться возвышенным стилем образной и метафорической речи краснокожих братьев. «Я воин, тот, кто проделал путь с Небес. Не зря носил я свой золотой знак. Я причина движения Солнца. Я вернулся раскрыть свою руку – обитель страны крыльев, одинокий путник.» Вспоминаешь реплики героев Гойко Митича, фильмы вроде «Верная Рука, друг индейцев»… Хотя подобный уровень вдохновенного высказывания можно встретить хотя бы и у коптских гностиков.

Любопытно, что Моктесума никогда не видел Се Акатля, аватара Пернатого Змея, да еще и принадлежал к ацтекской группе, противостоявшей и заместившей исчезнувших толтеков. Он был «не науа», как и земной отец Се Акатля – Мишкоатль, Облачный змей, т.е. представитель иной (северной) культуры. Но мать Се Акатля – Чимальма, Щит и Рука, зачала его непорочно в «ущелье рыбы». Изначально интересно читать этот миф о четвертом приходе бога Кецалькоатля как историю о нисхождении, помрачении, жертве и воскрешении верховного существа над всеми существами Ометеотля. Благодаря точному летоисчислению в древней Мексике, известно, что Се Акатль Кецалькоатль реально родился в 947г. от Р.Х. и жил и правил в Туле вплоть до своего изгнания, а затем и рассеяния этнической группы толтеков. Кроме того, самым завораживающим моментом повествования о пути Кающегося (одно из имен Се Акатля) служит его посмертное участие в создании людей пятой расы, что сводит все приключения и борения духа к необъяснимому оккультному парадоксу (ведь 947г. от Р.Х.). Зато широкому читателю обязательно станет заметно, что культ Пернатого Змея в отличие от Локи-образных извращений Тескатлипоки, Дымящегося Зеркала, вечного врага Кецалькоатля, истока человеческих жертвоприношений в Центральной Америке, - культ Кецалькоатля гуманен, близок к срединному пути, к христовой заповеди «возлюби ближнего своего», направлен на горний мир и на объединение этносов континента и мира, то есть – глубоко прогрессивен для той поры и тех мест. Священные времена отсутствия буржуазии и смирного бытия неразвивающегося рынка. Толтеки, согласно книге Диаса – дословно «искусные», «художники». Люди, жившие художественно. Воины прекрасного. Такие в печали покаянного гнозиса вполне могли, как Се Акатль, добровольно взойти на самосожжение. И тем искупить. Хотя судьбу не переломить. Толтеков уничтожили те, кто позже назвался ацтеками. Ацтеков ловко поймали за язык волшебные пришельцы-инвесторы вроде Кортеса. Ну, и так далее, до наших дней. Show must go on.

Напоследок, из книги Диаса лишний раз, если кто не знал, можно почерпнуть, что в результате своего преображения и вознесения Се Акатль Кецалькоатль стал на небосводе специальной звездой, а именно планетой – Венерой. Ну и все прилагающиеся к этому европейские коннотации. Умному скучно не будет. К тому же, у книги одна иz самых стильных («софиевских») обложек. Кастанедовцам должно прокатить.

«Повсюду вы найдете тех, кто трудится, выражает себя, погружен в раздумья, творит. Не мешайте им, не вторгайтесь в их занятие по невежеству своему.»

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я