сегодня: 20/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 29/07/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Рыбный день № 32. Учитесь слушать

Лев Пирогов (29/07/03)

«Рыбных четвергов» не вернуть... Но тучи информационного поля сгущаются (скоро выборы), и литературной критике пора вставать в строй. Ибо, как уже было сказано: «Литературное дело должно стать частью общепартийного дела... Потому что уже давно ею является».

Лишний раз это подтвердилось, когда враг первым (как ему и положено) нанёс коварный удар. Министру образования России направлено клеветническое письмо, подписанное несколькими мракобесами (Фазиль Искандер, Владимир Войнович etc.), одним комическим персонажем (Андрей Макаревич) и одним писателем (Олег Павлов). В письме они потребовали включения в «обязательную школьную программу» текстов, а) прививающих школьнику отвращение к советскому прошлому (Платонов, Шаламов), и б) обучающих его искусству «мыслить и сострадать» (Пастернак, Ахматова, Мандельштам). О том, как учит сострадать Пастернак, эта себялюбивая эгоистическая скотина и неудачливый сталинский прихвостень, читайте в гениальной заметке Юли Фридман.

Наиболее адекватный вредительскому письму комментарий сделал Егор Холмогоров: «...Литература формирует душу человека. Вот и зададимся вопросом — нам нужна душа, отутюженная смутой, болью, отчаянием и страхом перед лагерем? А ведь перечисленные в письме произведения – именно такое, жутко депрессивное впечатление оставляют. Готовясь к нападению на СССР, немцы учили своих офицеров понимать русскую душу опираясь на «Обломова», «Идиота», образы лишних людей, чеховского человека в футляре... Они искренне думали, что русские такие. А то поколение русских, с которым они сражались, было выращено на «дубине народной войны» одного Толстого, на «Петре Первом» Толстого другого, да на «Как закалялась сталь». Так литература стала в войне стратегическим фактором».

Однако истинные мотивы подписантов, как кажется, состоят всего лишь в стремлении в очередной раз призвать путинское правительство (пусть и в такой плёвой его ипостаси как Министерство образования) к присяге интеллигентским либеральным символам. К синим полуподпольным томикам «Библиотеки поэта», за которые сражался и погибал на августовских баррикадах героический повар-аквалангист.

Следует различать мотивы подписантов и мотивы секретного инициатора письма, каковым является либо лично Михаил Ходорковский (очень плохой человек), либо какой-нибудь безвестный офицер ЦРУ (если следовать логике Холмогорова). Олег Павлов, например, чья фамилия красуется в конце списка, подписывал, скорее всего, из соображений селф-промоушинга. Подкосил его Букер! Час славы прошел, лысоватые гомики больше не зовут в телевизор, а кушать хочется каждый день... Показательно, что НИ РАЗУ фамилия Павлова в беглых перечислениях подписантов упомянута не была. Выходит, зря подписывал. Впрочем, если у него есть другая точка зрения на собственное участие в этом позоре, то он её нам, конечно, выскажет.

***

Набирает высоту литературная премия «Русские ВоПЛИ», учрежденная сотрудниками «Независимой газеты» в целях окончательной дискредитации «чистой литературы», которую пишут в специальненькую тетрадку высокие, стройные, приятно пахнущие и голубоглазые люди (см.). Скоро, кстати, всем этим эльфам конец, потому что нам сообщают, что они вот-вот утратят способность размножаться. Молодцы, американские фармакологи!

В ходе набора высоты обнаружен совершенно бесподобный поэт — Владимир Щемельков, вроде нашего Важенина, только лучше. Ну или не лучше, а просто вроде Важенина. Вот тут, в самом конце, кусочек... Скоро читайте ещё на «Топосе»! И вот ведь что характерно. Как все-таки мужает и крепчает постинтеллектуализм в наших сердцах... Ведь таких стихов, в общем-то, много. Куда больше, чем стихов плохих, графоманских, рабски и беспомощно копирующих некие «высокие» образцы и публикуемых за это в издательстве «ОГИ-поэзия». Я читал их, эти стихи, года с девяностого, то есть едва пришел в свою первую в жизни газету... Но раньше я их не понимал! Я ржал, и думал, что это смешно. То есть именно думал, потому что смешно не было, было как-то иначе... странно как-то... я еще думал потом, что это «постмодернистская чувствительность»...

А теперь понимаю. И не смешно — совершенно! Просто — радостно. Просто уютно. Будто так надо. Мне покойно и радостно читать такие стихи, потому что они доставляют мне УДОВОЛЬСТВИЕ, в отличие, скажем, от стихов этой сволоты Пастернака, которые вызывают только изумление, отталкивание и осторожную скуку... Да, эти люди наивны, да, они «не вписываются» в контекст и не знают его (и подозревают ли о нем вообще?.. разве только догадываются), но значит ли это, что они глупы? Значит ли, что они ленивы или тупы душой, что они эстетически глухи и невосприимчивы к красоте?.. Нет, они просто другие. И раньше было не их время, а теперь (есть у меня такое чувство, вот уже года три упорно не покидает) приходит их время... И в них теперь — красота! А в стихах правильных-умелых-обычных осталась только формальная память о «гавани серебристой», этакая оболочка причастности к экзотическому, доступному немногим, «сакральному» ремеслу, реальный смысл которого забыт и утерян... Может быть, в силу окончательной перемены климата.

И слава Богу. Дайте говорить людям, а не поэтам. А мы будем учиться слушать.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я