сегодня: 19/11/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 09/12/2005

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Онтологические прогулки

Почём свобода выбора для народа?

Лев Пирогов (09/12/05)

Вот реальная история, весьма поучительная. Пришла внучка навестить дедушку. Дедушка уже старенький, многие несущественные вещи забывает, помнит только о главных. Говорит внучке:

– Сегодня с твоим отцом в школу ходили…

– Зачем? – удивилась она.

Потом вспомнила:

– Ах, да, выборы…

Но дедушка мотает головой – нет.

– А что же тогда?

– Ну, знаешь, такое регулярно бывает – нужно идти в школу с паспортом...

Мораль: все мы обучены тому, что снег белый. Поэтому, если нам дать краски, мы не сумеем изобразить снега. Дети и старики хронологически ближе к Богу, чем «просто взрослые». Они знают лишь то, что видят.

Помнится в одном фантастическом романе описывалась такая профессия – Свидетель. Чтобы стать Свидетелем, нужно обладать специфическим талантом – сродни таланту ребёнка, старика и художника. Если у Свидетеля спросить, какого цвета дом, он не ответит «белого». Он скажет: «Та стена, которая обращена ко мне, выглядит белой». Такое регулярно бывает – нужно идти в школу с паспортом. Не всё то выборы, что блестит.

Семантика знает всё

Хорошая вещь – семантика, наука о значении слов. С её помощью можно понять человека даже тогда, когда он сам не понимает, что говорит.

Слово «приверженность», посредством которого сегодняшние политики определяют своё отношение к демократии, свидетельствует о том, что демократия превратилась в традицию, в верование, в предрассудок. В нечто такое, чем пользуются, мучительно сомневаясь в его эффективности. Баллистик не назовёт себя «приверженцем закона всемирного тяготения», сапожник не является «приверженцем» дратвы и шила – зато оба могут оказаться приверженцами уринотерапии или буддизма.

Легко представить, как выборная демократия работает в сельской общине или в средневековом ремесленном цеху, где каждый не понаслышке знает о реальных достоинствах и недостатках каждого. И совершенно невозможно представить, как это может сработать в многомиллионном городе – без рекламы, «пиара» и прочего очковтирательства.

Знаете, меня радует то, что в последнее время в нашей стране «регулярно участвуют в выборах», то есть ходят куда-то с паспортом, всего лишь от 30 до 40 процентов населения. Это говорит не о «равнодушии», а об элементарном здравомыслии. О нежелании людей быть пассивными объектами рекламной технологии. Бойтесь неравнодушных – это именно с их согласия происходят выборы!

Где выбор – там нет свободы

«Свобода» и «выбор» суть сложные философские категории. А вот словосочетание «свобода выбора» – уже бессмыслица. Фокус, родившийся под пальцами напёрсточника. Осуществление выбора сопряжено с необходимостью, а не со свободой. Выбор ущемляет свободу, а не сопутствует ей.

Становились ли вы свободнее, когда в детстве вам задавали сакраментальный вопрос «ты кого больше любишь – маму или папу»? А доводилось ли вам наблюдать мучения покупательниц в супермаркетах – «розовенькое или голубенькое»? Что они делают – пользуются «свободой» выбора или подчиняются его необходимости?

Например, вы чистите себе на завтрак яйцо. Теоретически его можно разбить с острого конца, с тупого или сбоку. К счастью, это для вас не важно, и вы разбиваете яйцо не задумываясь. А если бы это было важно? Если бы от этого зависела ваша самоидентификация? Стали бы вы «свободнее» за завтраком? Очевидно обратное – вы бы лишились свободы почистить яйцо любым способом, кроме избранного. Быть может, это и сделало бы вас счастливее: вы бы ощущали прилив сил и гордились собой, разбивая яйцо так, а не этак – «уничтожив» возможность выбора. Но как только проблема выбора снова бы проникла в ваше сознание – вы бы испытали смятение. Почему так, а не этак? Прав ли я? Не обманываюсь ли? Не обкрадываю ли себя? А что будет, если по-другому?

Если вы человек решительный, то, скорее всего, рано или поздно перемените способ и будете пользоваться этим новым способом с прежней убеждённостью, а потом перемените опять, да так и будете менять свои убеждения с заведомым успехом и заведомой регулярностью, а окружающие люди, незнакомые с проблемой яйца либо неспособные постичь всю её важность, станут говорить про вас, снисходительно и жалеючи: «Ну ничего, зато он ведь он всегда искренен»…

А если вы человек рассудительный, то, скорее всего, рано или поздно придёте к выводу, что коли уж яйца можно разбивать столь разными способами, и делать это со столь одинаковой убеждённостью, приводя в пользу каждого способа столь убедительные аргументы – значит, ни один из этих способов не является ни истинным, ни ложным, и вся эта «проблема яйца» не стоит, я извиняюсь за чудовищно смешной каламбур, выеденного яйца.

Всё очень просто – если возможностей несколько, наступает инфляция возможностей. Различные возможности взаимно обесценивают друг друга – мы не воспринимаем всерьёз того, кто успел побывать и «остроконечником» и «тупоконечником», и революционером, и консерватором. Различные варианты поступка обесценивают сам поступок как таковой – достойно ли вообще придерживаться каких-либо «политических убеждений», если их можно выбирать и менять, как перчатки?

Покупательница, мучимая выбором между «розовеньким» и «голубеньким», как правило, колеблется не потому, что оба одинаково хороши, а потому, что «оба хуже»: наличие «розовенького» подтачивает ценность «голубенького» и наоборот. Наступает инфляция. Как часто подобные покупательницы покидают магазин, вовсе не совершив покупки! «Не смогла выбрать», – говорят они, хотя правильнее было бы сказать «не смогла купить», ведь в магазин приходят не за выбором, а за покупкой. Просто в данном случае выбор не только взаимно обесценивает конкретные возможности – «розовенькое» и «голубенькое», но и обесценивает сам поступок – покупку.

Дарья Донцова как зеркало русской демократии

Таким образом, выбор актуализирует невозможность действия. В правильно устроенной рекламе магазина не будут делать упор на «возможность выбора» – и покупателя и продавца интересует другое – возможность покупки. Тогда почему же реклама демократического политического устройства построена именно на фетишизации выбора? Либо она глупа, либо демократия заведомо устраняет своих «субъектов» от действия. Причём, не только от протестного – от любого не санкционированного властью «народовластия». «О хорошем государстве гражданин вспоминает два раза в год – когда участвует в выборах и платит налоги». В остальное время о хорошем государстве пекутся особые люди – специалисты. Так устроена демократия. Но зачем же ей быть «выборной»?

Разве можно выбрать специалиста? Станете ли вы писателем от того, что вас «выбрали в писатели»? Впрочем, ситуация, в которой уже состоявшиеся писатели выбирают между собой лучшего, абсурдной не кажется – именно по такому принципу устроены многие творческие конкурсы, литературные премии… Но это демократия не народная, олигархическая. Если же лучших писателей выбирать «всеобщим голосованием», таковыми неизбежно станут Дэн Браун и Дарья Донцова.

Дарья Донцова – демократически избранный лучший русский писатель.

А Дэн Браун – демократически избранный лучший писатель в мире.

Если солдаты станут выбирать командира, они наверняка выберут такого, который не велит наступать. Если президентские выборы станут действительно всеобщими, равными и свободными, выберут того, кто пообещает продавать водку по пять копеек, и никаким просвещением, никакой контрагитацией этого «волеизъявления» не перешибёшь – взгляните на «лучших писателей» и не надо иллюзий.

Пушкина и Толстого надо насильно вдалбливать в головы посредством школьной программы. Власть должна быть – и является – профессиональной. Но при чём тут «право выбора»?

Не понимаю.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я