сегодня: 20/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 25/07/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Кто желает побороть лихорадку?

Евгений Иz (25/07/03)

/Уильям Берроуз. «Города красной ночи», Адаптек/T-ough press, Ультра. Культура, М.: 2003/

Русскоязычное наследие повлиявшего на многих видных деятелей продолжает пополняться. В красивом и правильном оформлении издана первая книга берроузовской поздней трилогии — «Города красной ночи» (1981 г.). Серия «Overdrive» свежего издательства «Ультра. Культура», четко позиционирующего свои лево-радикальные и анархистские пристрастия, предлагает западную литературу, ужасную для отцов и занимательную для детей (старшего возраста). В серии вышла книга героической женщины Лидии Ланч «Парадоксия», вот-вот выйдут «Дневник Тернера» Эндрю Макдональда и нашумевший «Американский психопат» шумного Брета Истона Эллиса, а также планируется до конца года издать оставшиеся книги трилогии Берроуза — «Пространство мертвых дорог» и «Западные земли». Уважаемый Илья Кормильцев (в данном случае ответственный редактор), кажется, после несомненного успеха «Бойцовского клуба» Паланика решил не отступать и не сдаваться. Компромисс не для нас. В самом деле, пора уже обогатить словесности палитру.

Что касается «Городов красной ночи», то это лишний повод убедиться в том, насколько последователен и несгибаем был Берроуз в своем образе творческой активности. Читая этот достаточно объемный текст, со всей очевидностью понимаешь, что с годами проза Берроуза стала превращаться в герметичную и чрезвычайно четко акцентированную мозаику интрапсихической реальности автора, в замкнутую систему. И в то же время, несмотря на перманентную, упорную издевательски-сюрреальную сатиру корифея битников, ему невозможно отказать в трезвости и адекватности восприятия наличествующей социально-политической действительности. Впрочем, берясь писать о Берроузе, термин «действительность» так и тянет заключить в темницу кавычек.

«Города красной ночи» по стилю — махровая берроузовщина: сумасшедший микс из научной фантастики, магического реализма, гротескного порно-ужастика, детективного триллера и исторического романа. Несколько параллельных сюжетов движутся к точке повествования (в романе это — центральная из трех «книг»), в которой им предстоит слиться и переплавиться в одно пульсирующее бредом и прозрениями чудовищное полотно, образовать параноидальный омут хаотических образов. Поначалу все относительно доступно: вот пиратская опиумная эпопея на восточном побережье Америки в 18 веке, вот частный детектив Клем Снайд получает задание найти пропавшего юношу, вот либертарные коммуны в духе капитана Миссьона укрепляются в районе Панамского перешейка, готовясь к войне с испанцами, англичанами и французами (вообще со всеми государственными машинами), вот появление странного вируса Б-23, косящего под скарлатину и вызывающего масштабную эпидемию, называемую Красная Лихорадка. Но Берроуз не был бы Берроузом и не посвятил бы свою книгу, помимо прочих, Хумбабе — Богу Отвращения, Темному Ангелу, Спящему Змею, Пазузу — Богу Лихорадок и Чумы, Лилит, Икс Таб — Богине Повешенных, Осирису и Звездному Змею, если бы вознамерился идти на поводу у линейной последовательности повествования, пошловатых сюжетных интриг и той простоты, что хуже воровства. Весьма скоро окажется, что у персонажей, порою становящихся героями романа, нет четких рангов положительности или отрицательности. Все может обернуться всем, каждый способен превратиться в каждого, взаимозаменяемость угрожает стать тотальной. Масса сильных сцен базируется на шоке узнавания, на гиперреальных синхронистичностях, на многослойных эффектах дежа-вю. И если вы способны продираться сквозь эти вирусные джунгли без излишней предвзятости, то в определенный момент возникнет особенная читательская ситуация, когда на неопределенный срок само чтение будет базироваться исключительно на доверии к фигуре автора. После этого — прорыв осмысленности, прояснение оптики, обнажение замысла. Затем — новый виток плотнейшего галлюциноза. Естественно, ситуация, когда персонаж приходит в себя в клинике и осознает, что все предыдущее приключение было лишь болезненным больничным бредом — для литературной традиции тривиальна. Однако, в случае с Берроузом и «Г.К.Н.» все не так просто и не так плоско. Реальны только внутренние отношения (даже — соотношения масс и фактур), только осмысленные идеи, но не восприятия и уж ни в коем случае не буквализованные «действительности». Местами кажется, что в романе реален один только распадающийся от собственной радиоактивности язык. Одна из глав «книги второй» называется «Язык — это мы». И, как всегда, бесстрастный рефрен Хасана-и-Саббаха, Старца С Горы: «Ничто не истина. Все дозволено».

У. Берроуз

Да, в романе происходит все тот же Голый Ланч, по страницам сквозь черные дыры во времени-пространстве идут уже знакомые читавшим Берроуза Кики, Али, Пако, Хозелито, Энрике, Одри Карсон, однажды мелькает сам доктор Бенвей; нескончаемая череда пляшущих голых мальчиков, совокупляющихся юношей, пиратов и матросов; бесчисленные повешения, линчевания, удушения. «Одри ощутил движение пола под ногами и обнаружил, что стоит в центре громадной паутины. В ту же секунду он понял ее назначение и познал причину всех мучений, страха, секса и смерти. Все это нужно для того, чтобы держать людей в рабстве физического тела, пока чудовищный матадор размахивает в небесах своей красной тряпкой, держа наготове меч смерти.» И как всегда — множество оживающих картин, природные пространства, городские улицы, поданные в фактурной достоверности, в интонациях освещения, в звуковых гаммах, в запахе, во вкусе, в неповторимом ощущении запертости в ностальгической тюрьме времени.

Теория возникновения белой расы, шесть Городов Красной Ночи: Тамагис, Ба-адан, Йасс-Ваддах, Вагдас, Науфана и Гхадис. Города враждующих идеологий, конкуренции и коммерции, тирании и рабства, господства науки, господства иллюзии. Символические чакры древней цивилизации — на паломничество от Тамагиса до Гхадиса «может потребоваться не одна жизнь». А в завершении трипа — война. Как Берроуз пишет в предисловии по поводу упадка земной цивилизации: «Ваше право жить там, где вы хотите, в обществе, выбранном вами, и по законам, с которыми вы согласны, погибло в 18 веке вместе с капитаном Миссьоном. Воскресить его смогут только чудо или катастрофа».

Чудес в «Городах» хватает с лихвой: обмен личностями, конвейер реинкарнаций, трансмиграции сознания, убийства при помощи включения чакры смерти, управляемые половые мутации, магическая дедукция и так далее. Катастрофа также занимает центральное место: сначала это зловещая черная дыра (в одной из интерпретаций она оказывается анусом инопланетной сущности), вызывающая радиоактивное Красное Сияние в ночном небе, затем — освободительная партизанская война в шести городах.

В финале книги видны явные антивоенные и антинасильственные мотивы автора. Необычность его языка для широкой аудитории предельно плотно вуалирует подобные мотивы, но в случае Берроуза говорить о широкой аудитории неуместно. Она достаточно многочисленна, но никак не широка. Слишком широкую, как говорится, хочется сузить.

В романе, в характерной для Берроуза манере, ведется пальба по многим мишеням и священным коровам одновременно. Язвительные пассажи и обличительное вдохновение по поводу социальных процессов, жесткая политическая критика, памфлетный нокаут морализаторской культуры, неподражаемый юмор в адрес опиатных наркоманов, довольно своеобразные издевательства над порнографическим изводом и над коснеющей литературной «фабрикой грез». Названия глав — отдельное произведение искусства. Берроуз ни на секунду не сомневался в том, что мир заражен и болен, о том и писал, и что бы там ни говорили менеджеры по продажам гарри поттера и прочих тамагочи, а он считал своей миссией (и как дипломированный врач тоже) бороться с глобально нездоровой лихорадкой.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я