сегодня: 19/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 08/03/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Создан для блаженства (под редакцией Льва Пирогова)

Актуальная литература

Денис Яцутко (08/03/03)

Всеотрицание, равнодушная констатация и непозитивная горьковатая ирония изрядно утомили публику, которая читает не только ради праздного развлечения, но ищет в литературе своего рода руководство к жизни или, как минимум, руководство к мысли (что чаще, безопаснее и для многих желаннее). Утомило это всё и писателей самого разного рода, от репортёров до философов и романистов. И многие из них как-то резко ударились в интуитивные (инстинктивные даже) поиски нового позитива. Именно позитива, а не проблематики. Т.е., вместо попыток текстуальной проработки реально существующих проблем, пытаются предлагать различные панацеи, универсальные решения, одно другого древнее. И настоящая современная ситуация теряется в пении сладкоголосых призраков и страшных пугал далёкого и недавнего прошлого и - того бесполезнее и глупее - в пустых и напыщенных выдумках.

Вот эта самая погружённость пишущей интеллигенции в мифологии, её слепота, её оторванность от реальности сама по себе является серьёзной проблемой современного мира. Они, как продавцы несчастные из "сетевого маркетинга", сами верят в ту сказочку, которую впаривают другим. Впрочем, верят только в тот момент, когда впаривают (связка ритуал/миф, зависимость от текста в момент контакта с текстом). В остальное время они вполне погружены в реальность, но масса верований, ритуалов, традиций, мифов, связанных с текстовой культурой, сжирает человека без остатка, стоит ему сесть за клавиатуру. И он начинает вновь и вновь повторять какую-нибудь из набивших оскомину ритуальных песенок. Хорошо было бы, если б кто-нибудь из этого круга смог плюнуть на все эти шрути и смрити, предание и писание, все эти поэтики, стили и проклятые вопросы и, взглянув светлым глазом на бесполезную нынешнюю брахманщину, глубоко и художественно показал бы даже не конфликт, а - напротив - почти полное отсутствие пересечения между результатом современного литературного процесса и его широким социальным контекстом.

Но эта тема вполне себе внутрицеховая, а хороший писатель ценен именно тем, что способен остановить и разъять на сочлененья не только собственное мгновение, но и мгновение, кажущееся на первый взгляд совершенно чуждым и непонятным. Писатель ценен способностью проникать, понимать, анализировать, видеть.

Достаточно важной и достойной художественного литературного анализа мне, например, видится проблема самоотождествления личности с традиционной группой в условиях падения традиций, в нетрадиционалистском окружении. Я имею в виду не показной надуманный традиционализм "традиционалистов", а проблему сосуществования при практической прозрачности границ, в условиях всепроникающих глобальных инфраструктур, людей, чьё сознание по-настоящему жёстко заключено в рамки принадлежности к роду, большой семье, народности, конфессии, и людей более или менее эмансипированных, "без царя в голове". И хорошо бы написать об этом не с позиции одной из сторон, не нарисовать "перековку" одного в другое или преимущества одного перед другим, а постараться именно проанализировать ситуацию, показать конфликт взаимодействия при наличии у сторон непересекающихся множеств понятий и представлений. Это более общая формулировка привычных "отцы и дети", "межкультурная коммуникация" и т.п. Об этом пишут много и вполне регулярно, но тема актуальна и останется актуальной ещё долго. Был бы язык.

Хорошо бы художественно описать принципиальную недемократичность демократических институтов, т.е. просто взять пресловутый парадокс нетранзитивности Кондорсе и построить на нём захватывающий сюжет. И пусть главный герой вдруг поймёт суть этого парадокса и будет поражён, и задумается. И сделать это надо так, чтобы типичный наивный читатель, отождествляющий себя с главным героем, тоже понял это, прочувствовал и задумался.

Утопии и антиутопии как ролевые игры по мотивам идеальных экономических и социологических моделей. Берёшь разработку какого-нибудь экономиста-теоретика, подставляешь вместо переменных характеры и смотришь, что получится.

Нарушение экосистемы человеческих практик и дискурсов. Полностью исчезают желающие заниматься каким-либо важным типом деятельности (традиция более никого ни к чему не обязывает; государство лажанулось с системой мотиваций). Автоматизировать эту область невозможно или сильно не успели. Следствие - угроза глобального кризиса, гуманитарной или техногенной катастрофы, вынужденное изменение привычек каждого человека и всей цивилизации.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я