сегодня: 18/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 10/02/2005

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Больше никогда не быть человеком

\Чак Паланик. Невидимки. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2004\

Денис Яцутко (10/02/05)

Герой – это не человек. Его достоинство сродни божественному. Литературный герой – не исключение. Даже если автор стремится быть реалистом. Просто, выделяя какие-то – даже «типические» – черты, он превращает их в подобие божественных атрибутов. Боги – убоги. У них нет сложного человеческого характера, нет привычек, нет множества тех мелких черт, что делают человека полноценным. Несчастные сверхсущества довольствуются примитивным набором эпитетов и атрибутов. Так и герои. В литературе глупой, примитивной, они сходны именно с полубожественными героями и богами древности – они сверхпроницательны, мегасильны, суперудачливы, гиперсексуальны. В книжках реалистичных, качественных, как правило, больше деталей, но, если разобраться, ни одна из этих деталей не так сложна и извилиста, как в жизни. Атрибуты божества реалистической литературы всего лишь более многочисленны и не столь сокрушительны. Как ни странно, иной статист человечнее героя: его две-три мелкие упомянутые черты недостаточно его уродуют, а всё остальное читательские мозги заполняют собственным представлением об именно человеке. Заполнить героя сложнее: не всыпать горсть бисера в паз, заткнутый чугунной доской. Чем больше автор старается «прописать» героя – тем больше уродливых грубых шрамов он наносит на читательское представление о человеке, тем бесчеловечнее (божественнее) становится рисуемое им существо.

При всём описанном литература – важнейший культурообразующий элемент. Именно поэтому люди книжной культуры (читать-писать) людям культуры естественной (чистить зубы, тепло одеваться, полоть грядки) кажутся одновременно и чем-то величественным, божественно недоступным, и убогим, жалким, не приспособленным к настоящей жизни. Точнее – казались. Герои не слишком влияли на людей естественной культуры раньше, потому что книг те не читали, а ходить в кино не всегда была возможность. Разве в детстве, но детство и само по себе состояние божественное.

Теперь же случился сдвиг. Люди книжной культуры научили людей культуры естественной читать, но, так и не заставив тех раскрыть книгу, вывели оттуда героя наружу – в массовое кино, глянцевые журналы, рекламу. Окончательно переселившись на вымышленный Олимп потеряв общий язык с теми, кто живёт возле реального огорода, «книжники» решили преобразить «народ» быстро. И если их собственная героизация (обожествление) длилась тысячелетия и шла относительно тонко, на «естественных» в сжатые сроки был брошен невероятный корпус блестящих огромных букв, формирующих божественные атрибуты в самом глупом и грубом их проявлении – супер, гипер, шары и прямые линии, Эдем. «Читающие» давно уже освоили реализм, их боги более или менее антропоморфны, и пусть их «тонкие» чувства рвутся при самом поверхностном анализе, но это хотя бы похоже, хоть и не годится для жизни («ах, начиталась девушка романов!..»). Героика рекламы и глянца – героика чистейшей божественности (деталям тут просто нет места): Кришна (все бабы – твои!), Афродита (ты самая красивая!) и т.п. Но у каждого древнего божества есть заалтарный лик, постоянно напоминающий жрецам о том, что с точки зрения человека бог – это урод, чудовище, за его прекрасной внешностью скрываются первобытный ужас, половая амбивалентность и клыки тотемического животного. И всё это – жёсткий культурообразующий дискурс для масс. В результате почти у каждого «простого» человека растут воображаемые клыки и два-три набора разных половых органов, и с каждым следующим поколением мы подходим ближе к мигу, когда этот человек пойдёт к хирургу – вживлять себе настоящую челюсть собаки.

Пока всё в уме, в подсознании, в боковом зрении.

Талантливые литераторы, оправдывая предназначение литературы как способа познания действительности, стараются отразить сегодняшнюю запредельную реальность. В силу того, что у автора нет возможности изобразить современность реально, он делает это реалистично, то есть – и нынешних богоподбных неуклюжих штриховых людей упрощает. В результате получаем качественную реалистическую литературу с чудовищными древними божествами в качестве действующих лиц. Таков парадокс нынешней литературной ситуации. «Невидимки» Паланика – именно такая литература. Его герои двуполы, их тела трансформируются, они одновременно ужасны и невыносимо прекрасны, они порождают друг друга посредством образа на журнальной обложке, убивают себя и остаются живы, питаются почти только нектаром (наркотиками и гормонами) и ощущают себя выше, много выше копошащихся вокруг человеков. Красивая девушка без нижней челюсти, с сухим языком, свободно висящим под зарубцевавшимся по краям горлом, прекрасная принцесса с членом в штанах и слезливый женоподобный полицейский, обретённый в багажнике с серебряными кубками и поглощающий одновременно женские и мужские гормоны – таковы герои нашего времени. Они любят друг друга, как могут любить только боги, и они совершенны уродливым божественным совершенством. И именно им будут подражать растущие дети нынешнего книжного поколения – богам-ублюдкам поколения без-книжного, рекламного, усечённого, бесчелюстного... Мы станем родителями дивных существ, но узрев, до чего они дивные, мы, думаю, не раз содрогнёмся.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я