сегодня: 17/10/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 18/08/2005

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Жизнь как есть

Как расстаться цивилизованно, или жил-был Микки-маус

Ольга Газизова (18/08/05)

Я ненавижу слова «цивилизованный», «цивилизованно» – когда их относят к области человеческих отношений, надо полагать. Я не понимаю, что это значит – «цивилизованно расстаться», например. «Цивилизованно развестись»… Хрень какая-то, по-моему. Потому что «цивилизованно», на мой взгляд, люди расстаются только тогда, когда они взаимно надоедают друг другу хуже горькой редьки. Вот, например, бульварные издания превозносят Брюса Уиллиса и его бывшую жену Деми Мур, которые так культурно, без скандалов расстались, после чего красавица-брюнетка завела себе, так сказать, друга – такого же красавца-брюнета, который, в свою очередь, больше похож на бойфренда её старшей дочери. Ну и «Крепкий орешек» тоже, надо сказать, себе ни в чём не отказывает, но зато продолжает нежно опекать своих дочерей и не менее нежно дружить с бойфрендом своей бывшей, находя его «отличным парнем».

Да нет, мне-то, по большому счёту, от этого ни горячо, ни холодно. «Их нравы», что называется. Если людям хорошо – так и пусть у них всё будет хорошо, кто бы спорил. Нет, я о другом – о том, что таким вот образом в сознании обывателей закрепляется новый, особый, архетип взаимоотношений, в основание которого таким образом ложатся следующие, так сказать, постулаты: «пусть детям будет хорошо» и «не бери в голову».

Рассмотрим сначала первый. Собственно, рассматривать его нечего – стоит только посмотреть на фотографию, воспроизведённую в тридцатом номере «Семи дней» за этот год: и мама-актриса, и папа-актёр, и бойфренд-актёр, и три дочки – все они, впятером, улыбаются. Всем хорошо. Все живут в цивилизованной стране и умеют поддерживать те цивилизованные отношения, до которых мы, по своей «серости» и «дикости», в массе своей, надо полагать, «не доросли». Да и вообще: как я заметила по западной, в целом, кинопродукции и публицистике, это у них там один из самых главных постулатов, почти что символ веры: «Не травмировать ребёнка». А самая главная, так сказать, травма для ребёнка – это развод родителей. Ну и, соответственно, считается, что поцеловать ребёнка на ночь, сесть «всей семьёй» за воскресный стол, чтобы скушать индейку – это святое, святое в прямом и переносном смысле. Ну а то, как протекает жизнь родителей помимо этих, можно сказать, святых и, можно сказать, объединяющих семейных часов, – это никого не волнует. Ну а она, эта жизнь, может быть и такой и сякой, и разэтакой: это, по взаимному соглашению, сколько угодно, потому что… сами понимаете: «права личности», «цивилизация», «надо всё попробовать»... Да, это пожалуйста, но вот это – и чтоб ребёночек в смешной пижамке со слониками, и чтоб «спокойной ночи, папочка» и «спокойной ночи, мамочка» – это, конечно, свято. Это такая гуманистическая святыня безрелигиозного общества, в основе которого лежит постулат о том, что ребёнок – это такой забавный идиотик, который ничего не чувствует только потому, что он «ничего не видит». «Мамочка, а куда пошёл папа?» – «На работу, детка. (Ага, на тёмном небе висит луна, а папочка уже был на работе – весь день.) Давай-ка я почитаю тебе сказку. Жил-был Микки-маус…»

Это называется «не травмировать», понимаете? А по-моему, проще удавиться, чем так жить. Причём, самое смешное (или, лучше сказать, трагикомичное) заключается в том, всё это делается в идиотской уверенности (вот уж право слово, «кого Бог хочет наказать, того Он лишает разума»), что «дети ничего не чувствуют» и что «потом они скажут спасибо». Ну, первый постулат и комментировать нечего, потому что дети не только ВСЁ чувствуют, как ты ни маскируй это «всё» приветливыми улыбками, но и, опять-таки, самое смешное, впоследствии не только не говорят «спасибо» (что, в общем, вполне понятно), но и, что гораздо хуже, потом, в своей взрослой жизни, воспроизводят всё тот же самый подлый, лицемерный архетип «благополучной» родительской семьи – но только, пожалуй, в ещё более радикальном, ещё более ханжеском и ещё более болезненном варианте. Почему? Откуда? – Оттуда. Потому что дети – не идиоты. Это вы сами в детстве были идиотами, если так думаете.

Со мной, конечно, могут не согласиться, но я, по своей экстравагантности, всё-таки считаю, что наорать, треснуть скалкой, завернуть плачущее дитя в одеяло и уйти в ночь, в никуда – это куда более человечно, со всех точек зрения. Человечно, да, но «негуманно». И ребёнку, конечно, придётся несладко. Больно, конечно, но, как ни парадоксально, отнюдь не «травматично», потому что речь идёт об уроках жизни «как она есть» и какой она будет, несомненно будет, и нет смысла прятать голову в песок. И лучше уж прочувствовать и пережить этот трагизм тогда, когда восприятие ещё не замутнено привходящими обстоятельствами, чем потом, в шестнадцать, когда, выбравшись наконец из идиотского мира микки-маусов и очутившись, вопреки своим ожиданиям, в яростном и грубом мире, подросток начнёт грозить кулаками мирозданию, неведомому, но «плохому» Богу и, самое главное, презирать и ненавидеть тех родителей, которые ограждали его от «травмирующих опытов».

…Ну а потом, если дитё всё-таки не бросится в лестничный пролёт и не сядет на иглу, то всё у него в жизни устаканится и пойдёт всё по тому же порочному (в обоих смыслах этого слова) кругу. «Папочка, а куда ушла мамочка?» – «В спортзал, детка». И, репликой в сторону, про себя: «К массажисту, сука». «А теперь я тебе, дочка, почитаю сказку. Жил был Микки-маус…»

Ну и, возвращаясь к началу, задаюсь всё тем же самым риторическим вопросом: как это вообще можно-то – «цивилизованно расстаться» с тем, кто буквально, буквально был частью твоего существа – и души, и тела, кто пустил там корни, пророс настолько, что не только что капилляры – вены, сосуды – всё это уже перепутано, прижилось, не было отторгнуто твоими собственными тканями? Ведь в таком случае расставание – это разрыв в самом буквальном и грубом смысле слова: это вырывание из самого себя всех этих жил, всего этого мяса – всего того, что уже давно перестало быть чужим, а стало собственным – мучительно собственным, как общая плоть, которой срослись сиамские близнецы. И всё это приходится вырывать без скальпелей и пинцетов, без наркоза, в антисанитарных, можно сказать, условиях – зубами, ногтями, ножом, чем придётся… И, строго говоря, возможность того, что после такого рода «операции» ты выживешь, не умрёшь от болевого шока и заражения крови, – это уже не возможность, а, практически, неизбежность. Ну, и какие такие «цивилизованные» слова вы хотите услышать от человека в этой ситуации? Их просто не будет, слов-то. А если они и будут, то, сами понимаете, они будут далеко не цивилизованными…

У Бунина в рассказе «В ночном море» об этом хорошо сказано: «...Ну, отбил человек, например, невесту – это ещё туда-сюда. Но любовницу или, как в нашем случае, жену! Ту, с которой ты, извините за прямоту, спал, все особенности тела и души которой знаешь, как свои пять пальцев! Подумайте, какой тут простор ревнивому воображению. Как перенести обладание ею другим? Ведь это просто выше человеческих сил. Из-за чего же я чуть не спился, из-за чего надорвал здоровье, волю? Из-за чего потерял пору самого яркого расцвета сил, таланта? Вы меня, говоря без всякого преувеличения, просто пополам переломили. Я сросся, конечно, да что толку? Прежнего меня всё равно уже не было да и не могло быть».

Люди просто разучились жить органической жизнью, вот что. Божественной, свыше-человеческой жизнью самоотречения они, понятное дело, тоже не живут, не собираются ею жить и не знают, зачем это вообще нужно. По-божественному не живут – но так ведь не живут же и по-человечески, вот ведь что. Живут той суррогатной и ни к чему не устремлённой жизнью, тавром которой является это всё – улыбка идиота, «that' s fine», «жил-был Микки-маус».

Удавиться.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я