сегодня: 19/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 06/03/2006

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Грамматика любви, или Опять о Бунине

Ольга Газизова (06/03/06)

У Ивана Алексеевича есть один рассказ, который я люблю, пожалуй, не меньше знаменитого «Солнечного удара», хотя обычно на него, как правило, не обращают внимания, – «Грамматика любви».

Посмотреть со стороны, так он, казалось бы, ни о чём. Так – просто воспоминание о воспоминании. Отстранённость в квадрате, можно сказать. Да и сюжет, если посмотреть, вроде бы совершенно пустяковый – про то, как некто Ивлев едет летом в дальний край своего уезда и по дороге, от скуки, заезжает в имение покойного помещика Хвощинского, известного тем, что он-де помешался от любви к своей горничной Лушке, умершей прежде него, и там, в имении, тот же Ивлев покупает у сына Хвощинского оставшуюся после отца старинную книгу «Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым».

Вот и всё, в сущности – всего десяток страниц, и как бы ни о чём, об одних пустяках: нет там никаких ни страстей, ни трагических тайн. Только там всего и есть, что предельно отстранённое, по слухам и рассказам, воспоминание о сумасшедшем чудаке, который после неожиданной кончины своей возлюбленной затворился в той комнате, где она жила и умерла, и сам прожил там, никуда не выезжая, больше двадцати лет.

«Но что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломлённая, вся на одном сосредоточенная душа?» – думал Ивлев. Да нет, он был, конечно, не сумасшедшим, а совсем даже наоборот, и так считали все, кто с ним общался – и старики-помещики, признававшие его за редкого умника, и соседка-графиня, утверждавшая, что он отнюдь не был помешанным – «просто он был не теперешним чета…»

Хотя, при всём том, он был, конечно, ошеломлённым и предельно сосредоточенным, потому что любовь, если вдуматься, предполагает такую высокую степень сосредоточенности, концентрации, что, в общем, со стороны всё это действительно может производить впечатление неотмирности, сродни монашеской. Да, собственно, Ивлев так и прожил всю свою оставшуюся, после смерти Лушки, жизнь – прожил не просто монахом, а больше чем просто монахом – затворником, всё внимание которого было сконцентрировано на одном, только на одном. И этим предметом его сосредоточенности были, если судить по контексту, отнюдь не какие-то там слюнявые старческие воспоминания; нет-нет, это была мысль, эмоциональная мысль, достигшая высшей степени чистоты, глубины и сконцентрированности. Ну а при наличии такой, именно такой мысли всё остальное естественным образом теряет свою цену и лишается всякого интереса: в самом деле – не в штосс же было ему, как и всем прочим, играть и не торговать же было ему ни рощами, ни мёртвыми душами…

Просто неинтересно – и всё. Потому что всё это, пустое и постороннее – оно за гранью того единственного, благодаря которому существует всё сущее. И Ивлев, возвращаясь из имения Хвощинского с «Грамматикой любви» – единственным и драгоценным своим приобретением – недаром сравнивает это чувство, к которому он только прикоснулся, да и то издали, с чувством сугубо религиозным:

Он всё думал о Лушке, о её ожерелье, которое оставило в нём чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой.

«Вошла она навсегда в мою жизнь!» – подумал он о предмете такого обожания.

Вот и я так думаю, но только о своём предмете.

Где-то так, примерно. Хотя и не могу сформулировать это ни так точно, ни так поэтично, как это удалось Ивану Алексеевичу.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я