Комментарий |

Живописное примирение

Начало

Окончание

Резкий телефонный звонок выбил из головы все философские рассуждения.

– …

– Даша?

– Извини, подруга, к сожалению, я не смогу пойти. Потом всё объясню,
я на вокзале, еду в Москву. Завтра у администратора
спросишь два билета на твою и мою фамилию. Удачного погружения в
мир сюрреализма!

Она не лукавила. Работая спецкором в главной местной газете, никогда
не знаешь, где будешь завтра.

– Ты что, не пойдёшь? – Я не заметила, как подошёл муж, наклонил
голову, как совёнок, и осторожно ткнул моё плечо указательным
пальцем. – Из-за неё? Из-за меня?

Нет предела человеческой растерянности!

– Я … нет, я … Даша не сможет пойти, мы так и не встретимся, – я
искренне огорчилась.

Муж решил помочь моему «горю» – обещал пойти со мною. Я удивилась очень.

– А я не буду смотреть, – сказал он.

Думаю, у него будет утонченное развлечение: наблюдение за
наблюдающим. Просто Фридрих Дюрренматт! Только без поручения, а
добровольно и по любви. Ну, или из уважения и жалости.

На выставке он смотре-е-ел! Но лучше бы сдержал своё слово. Муж
хихикал (это у нас семейное) и говорил, что некоторые работы мог
нарисовать и сам. Зато некоторые – точно бы не смог.
Гениальный Дали не боялся совершенства.

Выставлены были скульптуры, декоративные тарелочки с его картинками,
картоны и фото. Картин не было. Ну и хорошо – ни одной из
этих работ и фото я не видела до этого. Хотя Дали увлекаюсь
давно.

«Сюрреализм – это я!» – говорил он о себе. «Испанский живописец
Сальвадор Дали – король сюрреализма» – говорим мы о нём.

Я часто вижу цветные фантастические сны, нереальность которых
завораживает, иногда даже пугает меня, но всегда очаровывает
чем-то странным, неизвестным, непознанным моим человеческим
мозгом. Моим женским мозгом. Работы Дали – продолжение моих
необыкновенных снов, прикосновение к моим грёзам. Мужской мозг
Дали, отражая глубокие ощущения, выходит за пределы здравого
человеческого смысла, и уж тем более за пределы женской
логики. Он гений, обладающий талантом совмещать несовместимое:
фотографическую точность изображения с как будто бы детскими
мазками, настоящее с ненастоящим. Он гений, потому что
повергает меня то в восторженное состояние, когда смотрю на одни
его картины, то, вызывая полное отвращение и ужас, глядя на
другие.

Кажется, я нашла ещё одну причину не очень большой любви мужа к
живописи Дали! Это сны! Как я раньше не догадалась?! Мы видим
разные сны и, наверное, мои и Дали – странно похожи, а у мужа
– принципиально нет. Как всё гениальное просто!

Я торжественно переставляла ноги от одного шедевра к другому и без
конца радовала свой глаз.

– Тебе нравится?! – блестели мои глазки, рассматривая картоны из
цикла «Смертные грехи». – Вот, смотри, «Гордость» и «Блуд», мне
они особенно близки. На голове у Гордости -пустая скорлупа.
Очень по-нашему. Согласись, Блуд здесь не похож на секс, а
скорее на обжорство. Возможно, это выражение поиска второй
половины души. Неправильный, но распространенный путь. А вот
эти «Женщины с букетами цветов»? Ты понимаешь, почему вместо
лиц у трех граций – букеты, а на ногах рыбьи и кошачьи
хвосты (украшения, хвостики норки или горностая). Постой, здесь
есть аннотация!

Пока я читала, что рыбьи хвостики символизируют святость, а кошачьи
– сексуальность, что женщины управляют этим сами, муж
ненавязчиво вырвался из моих рук и отошёл в сторону.

Наверняка Дали ему лучше виделся и воспринимался из дальней дали.
Ах, какая чудная словесная абракадабра! Это от чувств-с.

Думаю, он немного не прав, этот аннотатор: женщинами в основном
управляет страх. Так что тут не до святости или сексуальности.
Хотя, если бы не страх, то аннотация была бы истиной.

Мужа нашла рядом с небольшой скульптурой «Лошадь, оседланная
временем». Он долго рассматривал седло в виде мягких часов. Сейчас
поделится впечатлением, тепло подумала я. Всё-таки не может
такой художник оставить человека равнодушным. Нравится – не
нравится, люблю – не люблю – это побочные и не глубокие
мысли. Здесь другое! Человек стоит, молчит, смотрит, созерцает,
ду-ма-ет! Сейчас его душу затронула эта маленькая лошадь. Я
стояла за любимой спиной и боялась нарушить гармонию высоких
отношений зрителя и художника…

– А она вполне могла бы украшать книжную полку. Ну, что? На выход?

– Ах, «на выход»?! Зачем тогда ты пошёл со мной?! Я… я… – Я чуть не
задохнулась от возмущения, потому что ну совсем не ожидала
такой никакой реакции. И ещё потому, что и сама так подумала,
когда впервые увидела эту скульптуру.

Парадокс. Иногда думаю, хорошо, что у нас с мужем разные взгляды на
то или на это. Ведь так интереснее в жизни. Есть о чём
поговорить, поспорить, поделиться этими самыми разными взглядами
друг с другом. А иногда – так: хорошо, что одинаковые. Всё
понимаем с полуслова, с полувзгляда, с полунамёка. Не нужно
много говорить, лишний раз спорить, доказывать что-то друг
другу.

Однако здесь и сейчас захотелось вдруг, чтобы мысли не совпали,
чтобы можно было поспорить, пообсуждать это творение гения,
напротив которого так задумчиво стоял мой муж. А они – раз! – и
совпали. Просто не по моему хотению вышло. И вообще. С
подругой хотела помириться, а её отправили в командировку.

«На выход!»

– И не трогай меня! Пусти! Что ты, при людях, обнимаешься…

– Я хочу ответить на твоё «зачем». Дали не только живописал, он ещё
и умно писал. Я, между прочим, читал. В буквенном варианте
его произведения мне больше нравятся. Я пришёл сюда с тобой
затем или потому, что «Искусство – ужаснейшая болезнь, но
жить без неё пока нельзя». Это он сказал. А потом есть ещё одно
его высказывание, очень близкое мне: «Моя живопись – это
жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни
чувства». Теперь можно тебя потрогать?

– Мо-о-о-жно!

Мы целовались на выходе.

Последние публикации: 
Изобэп (14/03/2008)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS