Комментарий |

О духовности

(фрагмент книги «Образы сущего»)

Разговор о духовной жизни, с одной стороны, очень важен для нас, с
другой – наполнен неясным, неопределенным содержанием,
передающим смыслы, которые находятся на вершине смыслового багажа
и которым этот багаж постоянно мал. Здесь есть и спорные, и
несомненно верные мысли. Ради последних я рискнул озвучить
спорное, пытаясь ответить на вопросы:

Что такое духовность

Ниже дается определение духовности.

Духовность – понятие весьма эфемерное, но очень важное для темы
социальных процессов. Есть, например, такое определение:
духовность человека определяется ценностями. Чем меньше
предпочтений он оказывает материальным ценностям, тем выше духовность.
Однако, власть и тщеславие, порой, не нацелены на
материальный достаток, но может ли это быть признаком духовности
власти и тщеславия?

Иногда явно указывают на важность именно духовных ценностей. Но что
это такое? Разве у атеиста нет духовных ценностей? Многие
материалисты ведут себя в жизни более праведно, чем те, кто
верует в Бога. Предпочтение к умственным занятиям также не
является достаточным признаком духовности.

Лично мне все определения, основанные на «образе жизни», не
нравятся. Я предпочитаю свое, основанное на понятии
«одухотворенность». Конечно, оно тоже имеет недостатки, но считаю его более
продуктивным и близким к тому, что хочется выразить.

Одухотворенность – это пребывание индивида в его «рекорде», где он
переживает состояние возвышенности всех своих духовных и
нравственных сил. Это состояние вдохновения и самого высокого
доступного индивиду смысла. Оно может быть не видно со
стороны, но хорошо известно ему самому. Оно не зависит ни от
религиозности, ни от мировоззрения, не связано напрямую с
ценностями и творческими занятиями человека.

У всякого есть свой духовный рекорд. Он знает минуты жизни, за
которые ему не стыдно и в которых он был воистину человеком.
Однако индивид по большей части находится в состоянии, далеком
от своего рекорда. Но когда ему удается вновь там оказаться,
– это и называется одухотворенностью. Важен не уровень
рекордного смысла, а фактор пребывания в этом состоянии, поэтому
и дворник, и епископ могут быть одухотворенными. Пребывание
в состоянии рекорда важнее уровня рекорда, ибо
сопровождается возвышенным этическим чувством и чревато дальнейшим
подъемом. Духовность индивида «измеряется» количеством времени
пребывания в состоянии одухотворенности.
Духовность, таким
образом, – это способность быть в состоянии одухотворенности.

Замечание

Пример. В СССР в последние десятилетия прошлого века бурно расцвело
молодежное движение авторской песни (называемое КСП).
Совершенно непродуктивно его оценивать с точки зрения качества
литературного и музыкального жанра (хотя его продукт, порой,
вполне сопоставим с лучшими образцами профессионального
творчества). Это типичное проявление феномена духовности в том его
понимании, которое описано выше. Духовность важнее
профессионализма.

Никто не заставляет нас находиться в состоянии одухотворенности,
нельзя сказать, что оно самое лёгкое, или нёсет какую-то
выгоду. Но есть духовная жажда разума, жажда Истины, и, наконец,
есть стимул высшего смысла существования – Божье Признание.

Духовная деятельность

Духовной, как я уже сказал, является деятельность, осуществляемая в
состоянии возвышенных («рекордных» для данного индивида)
смыслов, а духовность определяется количеством времени,
проводимом в данном состоянии. Эту деятельность мы различаем по
признаку участия или неучастия в ней любви. Смыслы вообще, и
высшие в том числе, можно принимать и рассматривать разумно,
как идеи, не привлекая к ним переживания сердца и совести.
Иногда это даже необходимо; например, – врачу, судье. И
вообще, профессионализм исключает сопереживание, отвлекающее от
работы. Практика показывает, что весьма рискованно хирургу
оперировать любимого человека. Любовь мешает обратить смысл в
чистую идею.

Действие, осуществляемое в состоянии смыслового «рекорда», есть
комментарий высшего (для индивида) смысла. Но без любви, в нем
возможно и зло. Поэтому, чтобы отличить злое творчество от
доброго, я лишь последнее называю «одухотворенностью».

Духовная деятельность – есть творчество, но не всякое творчество
сопряжено с поступком. Поступок – это волевое действие в среде
разума, возникающее после внутреннего решения индивида «да
будет». Размышления и переживание – еще не поступок. Поступок
непременно адресован личности. Буду говорить лишь о добрых
поступках, совершаемых в состоянии одухотворенности. А они
непременно наполнены любовью.

Духовное внимание

Говоря попросту, это внимание к объекту как продукту любви, к самой
любви. Обычное внимание рассматривает объект как носитель
идей; индивид – это просто феномен окружающего мира. Духовное
внимание видит в нем дитя – воплощенный Замысел родителя,
читает историю восхождения и становления духовной личности.
Люди – это дети, они любят, и в любви продолжают свое детство.
Любовь и переживания разума – главный предмет духовного
внимания. Оно обращено не к логике и конструкциям, а к
страданию и радости. Оно видит не просто идеи, а отношение к ним.

Перспективы развития социума напрямую связаны с изменением структуры
внимания в сторону увеличения доли духовного внимания. Есть
важный аспект труда и взаимоотношений людей. Речь идет о
свойстве отделимости продукта труда от производителя
(например, искусство актера, до появления современных средств записи,
можно было отнести к категории неотделяемых продуктов).
Человеческий труд обладает свойством взаимообмена, и основные
проблемы социальной несправедливости связаны с неравным
обменом. Такое возможно лишь при условии, что продукт отделяется
от производителя
, обретая форму товара, что является
неизбежным следствием наличия физической плоти разума, основная
функция которой заключается в прямом воздействии на
материальный мир.

Неотделяемым продуктом человека остается его внимание. Но, будучи
само ресурсом, оно использует в своих интересах материальную
деятельность. Последняя является важнейшим инструментом
привлечения внимания. Однако этого не происходит, в случае
духовного внимания. Духовное внимание – неотделимая сущность.

Итак, два типа внимания имеют различие в цели деятельности. Духовное
внимание привлекается добродеянием, которое представляет
собой цель деятельности. Обретение же рационального внимания
само по себе является целью, подчиняющей деятельность.

Духовность – это защита

Важное и замечательное свойство духовности заключается в том, что
она создает невидимый панцирь, защищающий человека от
губительных страстей окружающего мира. Одухотворенный человек, как
правило, – оптимист, «настигнутый радостью» (выражение К.С.
Льюиса). Он спокойнее переносит превратности судьбы, проще
воспринимает ситуации, которые другим представляются
трагическими. Ему легче идти по жизни – легче болеть, страдать и
выживать. Об этом свидетельствуют многие факты из истории
существования этих людей в трудных, порой нечеловеческих,
условиях. Мир так занят своими заботами и интригами, что он почти не
замечает их, потому что они в интригах не участвуют. Им не
за что мстить, их не за что ненавидеть, у них нет долгов, и
никто им не должен, им нечего делить. Чем меньше мелочных
забот, тем ровнее настроение, чище и свободнее любовь.
Одухотворенность – наиболее естественное состояние проживания.

Духовный Замысел

Мы не рождаем личности и не имеем замысла, разве что – надежды на
большую удачливость потомства. Личность создается Богом.
Созидание – акт любовный и гностический. Гностическая суть акта
абсолютного созидания заключена в Замысле, обуславливающем
уникальность личности.

Вряд ли мы сможем понять содержание Замысла в полной мере, но есть
очевидные мотивы, которые играют здесь важную роль. Основной
тезис таков: Все, что рождается, должно способствовать
мировой гармонии, т.е. укреплению духовной дисциплины, которая
суть Любовь – главный инструмент самоорганизации жизни. Это
означает, что основой Замысла является приход в мир такой
личности, которая в данной среде, в данное время способна
укрепить гармонические (любовные) отношения. Новая личность
наделяется способностью возлюбить мир, в котором она начинает
путь, обратить на него любовь, полученную при рождении.

Энергия любви ограничена и является абсолютным ресурсом, поэтому
Замыслом решается подзадача общей задачи оптимизации энергии
Мирового Ресурса.

Духовное знание

Я часто говорю о главной тайне – тайне личности. Духовное познание
ее – первый шаг в добродеянии. В принципе, то же самое имеет
место в рациональном познании личности – мы интересуемся ее
лицами. Но узнаем мы не сами лица, собственно, а лишь идеи,
к ним прикрепленные, – это идеи поступков личности. Духовное
знание может сочетаться с рациональным, но идеи – далеко не
главный его предмет. Ибо познать и отразить тайну личности
невозможно в понятиях. Лишь любовь постигает ее, даря нам
внутреннее проникновение, ощущение раскрытия и понимания. Это
познание сердечное, сближающее, роднящее, хоть и не
облаченное в слова и формулы. В нем чувственное порождает образное,
наполняя невыразимыми деталями и красками.

Тайна личности тесно связана с уникальной ролью ее в гомеостате Дао.
Следовательно, это тайна мира. Духовное знание сопровождает
смысловой процесс, который восходит к самым общим задачам,
делает индивида активным участником мирового этического
движения, пребывает в мотивах духовного внимания. Духовное
знание – это и есть знание истинной реальности, которая суть
реальность этическая.
Оно серьезно, содержательно,
интеллектуально.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS