сегодня: 25/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 28/10/2006

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка «эгоиста» Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство

Литературная критика

РЫБНЫЙ ДЕНЬ

В предвкушенье позора
(постинтеллектуальные тезисы)

ЛЕВ ПИРОГОВ (20/12/01)

Мне кажется, что подо мной стул, и я скоро исчезну. У поэта Бродского была обостренная интуиция: он сказал, что стул состоит из чувства пустоты - так оно и есть, это точно.

Если долго рассматривать картинку, на которой изображен атом стула, то выяснится, что пропорция протонных и электронных шариков по отношению к пустоте между ними составляет приблизительно один к ста. Следовательно, мы сидим прямо над пропастью, даже не подозревая об этом!..

Но и атомы пола состоят из пустоты - значит, не ушибешься. В философии есть понятия актуальной и потенциальной бесконечности. Надо бы добавить к ним актуальную и потенциальную пустоту. Пустота стула потенциальна, пока не грохнешься на пол. Сегодня вечером состоится вручение премий "Дебют" - наверное, мысли о стуле навеяны именно этим.

Поговаривают, что скоро закроется газета "Экслибрис". Поговаривают, что на морду "Литературной газеты" вернут профиль Горького. Конец года, эсхатоложные настроения. Поговаривают, что пиво "Три медведя" будет стоить не пятнадцать, а шестнадцать рублей. В преддверии предстоящего мне позора (хотелось бы, чтоб вручение "Дебюта" было стоячим) порассуждаем на отвлеченные темы.

Одаренный челябинский критик Дмитрий Бавильский сообщает со страниц "Русского журнала" следующее:

"Наталья Бабинцева (EL-НГ, № 43), возвестившая в связи с изданием книги Бананы Ёсимото о конце эпохи Харуки Мураками, походя обронила важное словечко "постинтеллектуализм". Постинтеллектуализм возникает как следствие информационной травмы и повседневного консюмеризма, когда человеческий организм не в состоянии больше справляться с огромным количеством нужной и ненужной информации, с постоянным сиюминутным давлением социума. Вот и начинает хотеться чего-то простого и чистого, незамысловатого и, по возможности, смешного".

Определение подкупает незамысловатостью и простотой, но таит в себе возможность ошибочных интерпретаций, а посему должно быть строго наказано. Именно "повседневный консюмеризм" накормил нас "простым и незамысловатым" по самые ноздри. Информационная травма возникла не от информации, а как раз от "чистого и смешного". Информацию постинтеллектуалисты приветствуют, потому что у них не бывает травм от количества: хочешь - ешь, хочешь - надкусывай.

Мой скромный опыт апробации "словечка" подсказывает, что ленивые, нелюбопытные люди так и норовят подразуметь под "постинтеллектуализмом" какую-нибудь гадость. Например, коммерциализацию высокой литературы, приближенье ее к "читателю". В чем тогда заключается его отличие от пресловутого "консюмеризма", совершенно неясно. А я скажу просто.

Информационный шум наряду с фасоном обуви и одежды создают эпистемологический фон эпохи. От этого фона зависит, как мы в двадцатом веке (не будем кокетничать - рано еще) воспринимаем трагедии Корнеля или Расина. Вставляет или не очень?.. Между тем, три века назад вставляло. "Конфликт чувства и долга" по прежнему актуален, изменились формы репрезентации, именно от них зависят пресловутые "культурные коды", пресловутая "драма современного человека".

Постмодернистская мудотня (примечание для редактора: не трогать термина "мудотня") не вставляет: фасоны обуви изменились. Отсутствие лирического начала и стилевой воли сделали интертекстуальне игры в "понюхал старик Ромуальдыч портянку" такими же пронафталиненными и восковыми, как бессмертные поэмы Гомера. Постинтеллектуализм подразумевает возвращение к индивидуальности, к точке отсчета.

Это, собственно, все.

Вышеупомянутый "Русский журнал" с его бесконечными посткузьминскими редакторами "Круга чтения" превратился в отстойник вечности: серые и безликие идиоты (что не относится к Бавильскому, зато относится к остальным) нудят какую-то "культурно вменяемую" пустоту, которую порой и начинаешь читать, но уже на второй - третьей строчке начинается приступ бешенства: для того ли рожала мать?!.. Для того ли живу в промозглой, душной Москве, много курю и всячески трачу здоровье, чтоб расходовать свое драгоценное время на "информационную травму"? Козлы. Бездарные идиоты. Прав не имеете.

Приглашают ли в "Русский журнал" Басинского с его постинтеллектуальными "крылышками"? приглашают ли туда мудака-Ольшанского с его безапелляционным драйвом или всевозможно талантливого меня с моим неподверженным аквилону пустому гением? Слава мне!.. Но не приглашают.

В "Русском журнале" убеждены, что раздел находится в оптимальнейшем состоянии. Во-первых, они дают "информацию" (правда, не понятно, о чем - даже бездарные книжонки обозревать перестали), во-вторых, соблюдают "культурную вменяемость", которая как раз таки и подразумевает отсутствие личных позиций. Ну кроме той, чтобы сеять разумное-вечное.

И это глубоко правильно. Отстойная эпистема Глеба Павловского (и предоставившего ему шинель Гельмана) подразумевает главенство технологии над органикой: сугубо постмодернистская убежденность в том, что мир сделан из йогурта, слова порождают слова, а деньги - деньги. Мягко говоря, они отстали от поезда, вот их авторов и не понятно читать.

Как говорит моя здешняя патронесса Гузель, есть "европейская система футбола" и есть "бразильская". Первая основана на порядке и тактике, вторая - на вдохновении. У нас тут, она говорит, будет вторая. Ну уж не знаю. Я вот в прошлый раз написал по вдохновению слово "пиздел", а мне его взяли и заменили на "болтал". Когда я сам, по доброй воле скажу про человека "болтал", я, наверное, умру от стыда и отчаянья.

Мир не хочет становиться талантливее и лучше. Он хочет только жрать, жрать и жрать. А уж сколько раз обсирался от этого!..

Обсудить статью в форуме

 Начало 
Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка «эгоиста» Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство

  © ТОПОС, 2001—2008


Начало
Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Форумы
О проекте
Карта сайта

Для печати

поиск: