сегодня: 19/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 24/02/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Supergirl как “фишка” Новой Прозы

Евгений Иz (24/02/03)

Р.Солодов “Россиянка Дженифер”, Рипол классик, 2003

У группы “НОМ” была такая язвительная песня со словами: “Кто ты, альтист Данилов, демон или человек? Альтист Данилов - со мной навек”. Да, навек. Бывает так, что писатель берется за создание новой прозы, а она выходит не то чтобы сильно старой, но какой-то морщинистой и радикулитной. То есть, добротной, но дрябловатой.

Книга Романа Солодова “Россиянка Дженифер” вышла в издательстве “Рипол классик” в рамках серии с кокетливым названием “Эта новая проза”. Наверное, это мысленно произносится с интригующей укоризной, мол, ох уж эта нашумевшая новая проза. У меня после прочтения романа Солодова осталась одна только укоризна, без заинтригованности. Возможно, я непомерно требователен, и по моим представлениям настоящая Новая Проза, чтобы преодолеть гипотетически поднятую планку должна обладать прыгучестью почище Сергея Бубки. Если так, то “Россиянка Дженифер” с разбега пронеслась под планкой - прямо в объятия любительниц цветасто-карманной прозы. Хотя книга издана в твердой обложке и с хорошим оформлением. Да и у автора такая новая фамилия... Знаете, Солодов, Масодов - в таком духе. В общем, купился.

За всем замыслом этого романа совершенно четко вырисовывается орловский “Альтист Данилов”. Позади, естественно, шатается вековая тень “Мастера и Маргариты”. В аннотации издательства значатся следующие ориентиры: “страстный, современный”, “талантливый”, “фантасмагорическое повествование”, “в силу мистических обстоятельств”. Вкратце, суть в следующем. Обычная американка 37-и лет, замужняя, с двумя детьми, становится избранницей некоего демонического парня. Парень - допотопный титан, после потопа работающий на Сатану и заведующий всяческими земными провокациями людям на погибель (Холокост, ГУЛАГ, Пол Пот, Хуссейн). Парню от американки Дженифер нужен только секс, а Дженифер уже ничего от жизни не надо, только спокойствие и достаток в семье. Безымянный титан настаивает на том, что героиня - совершенно уникальная женщина. Уникальная женщина сильно сомневается в этом. В конце концов, хитрый демон разными волшебными штуками “разводит” героиню на адюльтер. Тут ее и прошибает. Оказывается, у нее русские корни; в ее мозгу включается генетическая память и она таким образом знакомится с историей государства Российского - выясняется, что в ней текут крови Ивана Грозного, Емельяна Пугачева, французских вояк. Жизнь ее раздваивается и так далее - вплоть до натруженного литераторами психологизма любовного треугольника. До трагедии, впрочем, не доходит - автор замыслил романный сериал - и героиня, помыкавшись душевно, идет на компромисс между мистическим любовником (научившим ее тантрическому сексу, телекинезу и телепортации) и верным мужем (достойно сохранившим человеческие качества под напором титанических провокаций).

На подходе - роман “Соблазн. Россиянка Дженифер-2”, так что мы имеем дело с новым лит-брэндом. В принципе, нов этот брэнд только номинально. В романе проступают симпатии к Стивену Кингу, но еще больше - к голливудским триллерным штампам. Ох, эта новая проза!

Писатель Солодов окончил МАИ, затем сценарное отделение ВГИКа, в 1991г эмигрировал в США, где и написал “Россиянку Дженифер”. Времена сейчас другие, и к сожалению эта проза никак не соотносима, допустим, с эмигрантскими произведениями Набокова (это уж я хватил!), разве что - оба автора имеют американское гражданство. Странно, но многие сценаристы-профи в своей прозе схожи именно какой-то поверхностностью языка, каким-то чересчур рационально-небрежным и плоским отношением к тексту. Хотя, как раз не странно - сценаристы же все-таки. Писатель Солодов, вместо альтиста наваявший супервайзера-supergirl (она стремительно помолодела и могла убить ударом руки), все-таки стремился к какому-то литературному стандарту, все-таки старался родить какой-то почерк и стиль. Не получилось.

Пока я читал роман, мой глаз напрягали разного рода языковые шероховатости и заусенцы. Не явные позорные ляпы, но некрасивые запущенности. Ну например: “Дженифер была совестливой женщиной, и червячок сомнения ее тревожил” или “преступление, по всей вероятности, совершено маньяком, который, можно сказать, таинственным образом исчез из хорошо охраняемой, надо сказать, лечебницы” или “трещины замкнулись в круг вокруг светильника” или “Дженифер позвонила Крису, что поедет на совещание”. Или это я, можно сказать, излишне придирчив к, надо сказать, обыкновенной попсово-развлекательной прозе? Но ведь автор сам выводит повествование свое на такие обширные темы, как корни зла, метафизика истории, диалектика агрессии и существование императивов. Демонический парень в перерывах между нечеловеческим совокуплением изрядно просвещает свою обалдевшую партнершу насчет “проклятых вопросов”, даже Федора Михайловича поминает с уважением. И все-таки, рассуждения по этим проблемам недостаточно глубоки, чтобы иметь вес в тексте и достаточно назойливы, чтобы мешать обыкновенному течению дамского романа. В общем, писатель Солодов - какой-то мутант, никак не совладающий со своими зачаточными мутациями. Пишет неинтересно, со скучными потоками рефлексии у героини, а сам хочет какой-то высокой апологии своему писанию. Не определился в общем. И все, что светит созданной им Supergirl с ее загадочной русской душой - механически преодолевать созданные для нее препятствия в очередных продолжениях романа. Вот и вся “фишка”.

Нам как-то пророчили видные люди из “Иностранной Литературы”, что Милорад Павич с его гипертекстовыми и фигуральными придумками - это проза XXI века. Что-то, видимо, не получилось с этим. Закрадывается невеселая для отечества мысль, что у нас прозой XXI века еще достаточно долгий срок будет западная проза ХХ века - из тех авторов, что, например, переводятся Марусей Климовой. А вот “эта новая проза” Солодова, где усредненно-развлекательный сюжет незримо оборачивается комиксом для малотребовательной аудитории - это все же та самая литература, о которой в самом романе “Россиянка Дженифер” автор написал с брезгливым снобизмом: “Дженифер отдыхала, читая очередной душещипательный роман в мягкой обложке, который питал ум, как засунутая в рот жвачка”. Да, дорогие друзья, именно как засунутая.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я