сегодня: 20/11/2018 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 21/02/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Искусство

Эти папы

Евгений Иz (21/02/03)

Когда образованному питерскому мужчине с навыком игры на муз-инструменте в начале XXI века становится грустно и не по себе, он играет совсем никакой не блюз. Он играет настолько запредельный звук, что грустно и не по себе становится множеству мужчин и женщин, и не только в Питере. А когда таких мужчин целая банда - душевного комфорта не жди. И не потому что они такие эгоцентричные, грузят ближних и не могут выдать “позитив”, а потому что врать себе не могут и уже кроме этого запредельного звучания не видят способов честно выражаться.


А у к ц ы о н.   Э т о    м а м а
Я слушаю “Аукцыон” с 1986 года. По-моему, сегодня в Багдаде уже не все, далеко не все спокойно. И если между состоянием Предателя и состоянием Птицы находилось состояние Бодун, то Зима все равно, как всегда, наступила. Я не слышал у “Аукцыона” ничего более замогильного, чем последний, осени 2002г, студийно-живой альбом “Это мама”. Была когда-то запись концерта в Зеленограде - периода “Чайника вина”, с монументально пьяным Хвостом и орнаментально нетрезвыми аукцыонерами - тоже замогильная, но особого, веселящего разлива. “Это мама” - уже совсем другой коленкор.

Костяк “Аукцыона”, оказывается, составляют кролики да тигры. Или коты и тигры. По преимуществу, именно носители данных знаков китайского календаря некогда создали ныне легендарную банду. Тогда еще никто и не думал, что когда-нибудь на Земле настанет пост-рок... Так вот, кролики (коты) - они очень милые и спокойные люди. Индивидуальны, талантливы, нежны и зачастую меланхоличны. Игроки (если не в карты-рулетку, то хоть на гитарах). Тигры (наверное это ритм-секция) чувствительны, умны и конфликтны, ищут приключений, находят сложности. Вместе они действуют так, как действовали бы дуэтом Сталин (кот) и Маркс (тигр). Черт его знает, но в конце концов в котле “Аукцыона” заварился какой-то опасный для здоровья яд.

Меланхолия, полная светлых тонов, была в акустическом сольном “Четыре с половиной тонны” Федорова. Весь этот джаз с Волков-трио на “Зимы не будет” был уже выходом серьезной истерии, полифонией прорезавшегося психоза, не тревожностью, но тревогой. Все это время “Аукцыон” отдыхал, Федоров мрачнел. Судя по редким его интервью, сухим и неподробным, он был озабочен какими-то вещами материального плана, нежеланием продолжать дальше “Аукцыон”, намеревался более или менее спокойно солировать по клубам обеих столиц, продюсировать питерские безбашенные дарования. В общем, остановите самолет, я слезу. Но вот он - новый альбом.

Вернее, это сборник старых вещей, записанный живьем в студии ЛСД-фильм (студия документальных фильмов, славная своей причастностью еще к замечательному альбому “Жилец вершин”). Новых вещей на альбоме, несмотря на убеждения Юрия Сапрыкина (“Афиша”№20, 2002), что четыре, на самом деле - только две. “Якоря” и “О погоде”. Песня “Заведующий” - макабр на меланхоличную песню из “4,5 тонны”, а “Профукал” - несколько сумбурных фраз внутри известнейшей темы “Фа-фа” - это, где “галлюциногены, юга, нас дофига, накатила суть - ага”. И все-таки все песни со старых альбомов облечены в новую “суть”: зловещую, почти непроницаемую, надрывно-паралитическую. Когда я говорил о замогильности “Мамы”, я не имел в виду тоски и мертвенной бледности вурдалаков. Скорее, это какая-то чудовищная и ядовитая катастрофа, происходящая так глубоко, что уже не важны слова и мелодии, а важна только одна интонация. Нервный и усталый крик на фоне дегуманизированного саунда в тусклом ореоле чего-то нечеловеческого. Яростный омут перегруженных нейросистем. И только “О погоде” - иной вектор. Замечательная грустная песня с литаврами, саксофоном (или это бас-кларнет? не знаю) и теми красиво щелкающими кастаньетами, что присутствовали на альбоме “Птица”: “идет весь век/ то дождь, то снег/ то дождь, то снег”. Так грустно может быть, наверное, только в одной Северной Пальмире.

На “Маме” присутствует практически весь коренной состав группы: Гаркуша, Озерский, Бондарик, Шавейников, Литвинов, Федоров и Рубанов. Это те самые парни, что на заре отечественного либерализма съездили в Европу, показать Парижу веселкинскую жопу. Где-то сейчас задорный Вова Веселкин - быть может, ставит подтанцовку Диане Гурцкой? Нет, скорее всего, осел в Париже... А Николай “Колик” Рубанов - гениальный саксофонист-самоучка - в конце концов ставший почти что звуковой визитной карточкой “Аукцыона”; на новом альбоме Рубанов рубит за семерых, и его пронзительные, морщащие мозги и поджигающие уши фразы и соло процентов на 70 ответственны за подрывной замогильный колорит. Не знаю, кто как, но лично я всегда предпочту рубановскую игру джон-зорновской... Гаркуша, настоящий всесоюзный дитятя Земли Русской, теперь едва слышен на новом диске - зато его пронзительные аборигенские крики на одной ноте создают замечательный апокалиптический финал некоторых вещей.

В принципе, кто-то должен был выдать именно эти интонации, именно эти колыхания души. Питерский “Сплин” успешно занят разработкой своей пост-психоделической, описательной золотой жилы, “Текиладжаззз” с их энергичными романтическими медитациями вряд ли бы подались в аукцыоновскую эсхатологию, ну а “Ленинград” - “Ленинград” будет штурмовать московские стадионы и стилизоваться все больше и больше. Нет, все-таки только “Аукцыон” мог предоставить на всеобщее обозрение мрачный экстаз без видимого смысла и цели, с дружелюбным саксофонным визгом и доверительным вокальным воем. Пестующий свой мрак Найк Борзов не настолько брутален. Разве что вот “Хоронько-оркестр” - где-то в чем-то туда же, но в совсем иных формах.

Конечно, в пору, когда нет больше искусства, а есть уже только арт-бизнес, возможно, что выпуск альбома просто был необходим музыкантам - по самым материальным соображениям. Существует же брэнд, имеется же “Мистерия паблишинг” и другие официальные лица, все еще живы-здоровы, отчего бы не слабать концертно-концептуальный “зе бест”? И не беда, что новых песен считай, что нет (“Якоря” и “О погоде” вполне могли остаться за бортом той же “Зимы не будет”), главное - спрос еще есть... Об этом думать уже более грустно. Может статься, что этот фактор тоже внес свою психологическую лепту в тот звук, к которому пришел-таки “Аукцыон”. Опять же - черт его знает. По московским клубам до сих пор дрейфуют же “Водопады им. Вахтанга Кикабидзе” (кто-то помнит, что это такое?), “Вежливый отказ”, Силя, “Э.С.Т.”, “Мистер-Твистер”, ну и “Н.О.М.”. У Егора Летова образовались какие-то трибьюты и альбом с песнями советских композиторов. Тенденции берут за горло, берут свое там, где видят свое.

Но лучше не опускаться так близко к греховному грунту; вдруг я подумал, что “Это мама” - это так называемая “грешная земля”, которая еще в “Птице”, в теме “Дорога” “держала за ноги” и “медленно любила, пережевывая” - кстати, эта вещь очень нравится В.Пелевину. Но лучше не опускаться совсем, не концентрироваться на таких объектах ума, как “Мистерия паблишинг” и иных тонкостях дистрибуции и дилерских сетей. Лучше так, как с начала было: подрывной замогильный колорит - пронзительные аборигенские крики - мрачный экстаз - чудовищная и ядовитая катастрофа - яростный омут перегруженных. В общем, комфорта не жди.

При всем этом “Аукцыон” - вменяемые, осознанные и спокойные люди. Отцы своих семейств, папы, они - довольно расслабленные и даже чуть ленивые мужички. Вот и их сайт http://www.auktyon.ru такой же - загружается быстро, а обновляется медленно.

Да, и все-таки нынешний Леонид Федоров, как-то в интервью называвший президента Путина “Утей-путей”, теперь исполняя старый хит “Осколки” - “сон, во сне борьба, судьба народа - моя судьба!”, остается тем же, что и был - фигляр-фигляром... Черт их разберет.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я
Warning: Use of uninitialized value in split at backoffice/lib/PSP/Page.pm line 251.