сегодня: 25/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 29/01/2002

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Дневник неписателя.

Мочить в сортире!
Не свершилось!

Павел Басинский (29/01/02)

То, на что я, не токмо литературный критик, но и, смею думать, не худший добропорядочный российский обыватель, надеялся жалкими остатками своей добропорядочной обывательской души, – так и не свершилось! Вернее, свершилось, но только отчасти. И лучше бы не свершилось вовсе.

Примерно два года назад в литературно-художественном журнале «Октябрь» я напечатал эпохальную заметку, в которой всерьез предлагал кому-нибудь подать на писателя Владимира Сорокина в суд за его книгу «Голубое сало». Позволю себе процитировать себя:

«Я придерживаюсь той простой и скучной точки зрения, что вопрос о Сорокине это, во-первых, вопрос уголовный и только во-вторых – культурный, литературный и проч. Видите ли, какая штука. Нравственность – вовсе не личное дело каждого. Это четкий механизм самозащиты общества от вырождения и разрушения. Доказывать Сорокину, что он поступает нехорошо – все равно, что спорить с известным чеховским "злоумышленником" об опасности отвинчивания гаек от железнодорожного полотна. Спор, конечно, увлекательный и страшно русский, но надобно, в конце концов, и меры принимать. Если автор болен, пусть его лечат. Если здоров – подать на подлеца в суд. Как минимум по трем статьям: порнография с элементами извращения, разжигание межнациональной розни, а также надругательство над конкретными историческими лицами, чьи дети и внуки, кстати, еще живы. А там мы, литераторы, со своей стороны, обязательно подключим Пен-клуб и прочие сердобольные организации, чтобы талантливый, в общем-то, писатель за свое несознательное хулиганство схлопотал не три года исправительных работ, а, допустим, только один. Потому что надо быть гуманистами».

Спросят: а почему ты, хитрец, сам в суд не подал? Отвечаю: я все ж таки литературный критик. Мне подавать на Сорокина в суд все равно, что ветеринару подавать в суд на хозяина собачки, которая ветеринара укусила. Мне с собаками и другими животными по-другому положено работать.

Но я всячески приветствую последовательную гражданскую позицию журналистов «желтой» газеты «Мегаполис Экспресс» Игоря Зайцева и Вадима Трухачева, которые подали в суд на создателей фильма «Москва»по сценарию Сорокина, о чем я узнал из случайного телефонного разговора с Игорем Зайцевым, чей голос поразил меня врожденной интеллигентностью и т. д.

– Вот люди! – подумал я. Смелые, честные, неподкупные! Настоящие граждане настоящей страны.

И что я потом читаю? «... суд, хотя и принял дело к производству, в итоге показал, что наказывать-то некого и не за что. Ответчики признали, что мат в фильме есть, но все законы соблюдены. Действительно, по кодексу признается только один вид оскорбления – личный. Откровенно глумясь над истцами, киношники вопрошали вслед за судьей: «Ваши фамилии с экрана произносились? Нет? Тогда в чем же оскорбление?!». Напрасно приглашенный на процесс профессор Института русского языка с научных позиций доказывал, что многочисленные непотребные слова в фильме адресованы именно зрителю, что они поданы авторами так, что унижают его достоинство, – ответчики талдычили свое: безадресная нецензурная брань не запрещена. Суд с этим мнением полностью согласился и в иске журналистам отказал» («М-Э», 21 января, 2002).

Браво! Следовательно, мы теперь беззащитны и бесправны не только от бандюков и милиции, но и от деятелей так называемого прогрессивного «искусства». И здесь беспредел, и здесь наглая уверенность «творцов», что они «отмажутся» от чего угодно, что посрамленным из зала суда выйдет «маленький человек», семьянин, гражданин, а они, сыто рыгнув и сделав пальцы веером, отправятся дальше писать и снимать свою беспредельщину. Я поздравляю нашу демократию с еще одной доблестной победой над здравым смыслом!

Что же нам теперь, маленьким, беззащитным людям, делать с Сорокиным? Право, боюсь сказать. Ведь меня, в отличие от него, упекут за вполне «адресные» рекомендации. Так что название моей заметки предлагаю рассматривать как не имеющее к Сорокину не малейшего отношения. Просто к слову пришлось.

Однажды на заре туманной критической юности в статье для одного уважаемого литературного журнала я высказался о необходимости возобновления цензуры, в том числе, и в области художественной литературы. Мысль эта показалась редакции настолько несообразной их идеологической линии (как можно запрещать свободу слова?!), что абзац о цензуре из статьи (с моего малодушного согласия, впрочем) недрогнувшей рукой вырезали. Я еще подумал тогда: что же это за свобода слова такая, если мне запрещают высказаться против свободы слова. То есть за – можно, а против – нельзя. Невнятная какая-то свобода...

– СМИ о том: "Зачем Трухачев и Зайцев подали в суд на фильм “Москва”?"

Предыдущие публикации:

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я