сегодня: 25/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 21/01/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Высокий pulp fiction

Евгений Иz (21/01/03)

/Ю.Коротков, “Попса. Киноповести”, М. “Пальмира”, 2002/

На редкость зычное, понятное и искреннее название этой книги не может не пленять современного рускоязычного читателя. Именно такой ход: “ПОПСА” - крупными синими по янтарному фону, и “киноповести” - тем же цветом, но буковками раз в десять мельче, а имя-фамилия автора еще ниже - литерами средней величины. И еще - вырезанное ч/б фото крупных девичьих глаз, подкрашенных голубым. Очевидно, что уже с первого взгляда на данный объект в книжном магазине у совершенно разных слоев читающего населения возникает неподдельный кровный интерес - а ну-ка, что же такое есть на самом деле эта мифическая “попса”? О “попсе” у всех, в общем-то, представления различные, вернее, представления о размахе границ распространения этой “попсы”. И если представить себе, допустим, некий собирательный образ - Ф.Киркоров в мексиканском сериале стоит в пиджаке Кензо напротив полотна И.Глазунова и пьет кока-колу, краем уха слушая нескончаемый монолог М.Задорнова - то это уже будет довольно-таки изысканный китч, а не “попса”.

В интерпретации Ю.Короткова попса - это наша отечественная эстрада, мутировавшая чередой подражательных конвульсий до “шоу-бизнеса”; т.е. остановимся на Киркорове и прилагающейся инфраструктуре. Однако, “Попса” - последняя в сборнике повесть, давшая название всей книге. И, если ученые твердят нам, что Вселенная и жизнь на Земле появились в общем-то случайно, то такие вещи, как название книги Короткова - совершенно не случайное дело. Четыре повести о нынешней русской жизни, в основном о бандитах, милиции, любви, промышленной депрессии и фабрике звезд - заявляют в целом следующее (желал того автор или нет): литературное описание широкоизвестных тенденций и сторон современной действительности доступным, консенсусным языком тоже является попсой. Как пели рубаха-парень Иванов и рубаха-группа Иванушки-Интернационал: “тоже является частью Вселен-на-ай”. Такова беллетристика Мёбиуса.

Автор «Попсы» - фигура авторитетная и авторизованная; это тот самый мэтр Коротков, который написал сценарии таких фильмов как «Авария, дочь мента», «Американка» и – что так важно для успешной реализации тиража – «Страна глухих». Вообще же по его сценариям снято более дюжины фильмов и почти столько же не снято. Среди сценаристского цеха он – один из самых востребованных производителей актуально-злободневной драматургии, его график расписан на годы вперед, он пишет под конкретных кинозвезд и для конкретных режиссеров. В общем, монстр волшебного фонаря.

Если доступно и консенсусно пробежаться мысленным взором по содержимому “Попсы” ( фрагменты книги), то выйдет следующее. Первая повесть “Кармен” - это классическая Кармен на благодатном поле пост-советских реалий. То есть - сплав криминального боевика и любовной драмы в окружении контрастной крымской экзотики. Вторая повесть “Мёртвый” - это такой пост-пост-Шекспир или же нью-вэйв-Достоевский. Максимально насыщенный сплав криминальной драмы и любовного боевика в благодатной среде русско-шервудского леса. Автоматы, джипы, кликухи и денежные пачки в тексте активно этому сплаву способствуют, не говоря уже об обилии смертоубийств. Но все-таки точный и гладкий язык и умело расфасованное сюжетное построение (ведь монстр писал) как-то отгораживают “Попсу” Короткова от прочего однотипного и богомерзкого pulp fiction-a. Третья повесть “Последний забой” - вообще лучшая в сборнике. История группового шахтерского суицида в забытой Богом и кинутой государством южнороссийской провинции радует хорошим куражом, правдоподобностью, здоровым юмором и неозлобленностью, хотя сама ситуация по идее должна вызывать депрессию и ярость. То есть - вырисовывается такая высшая, облагороженная лит-попса. Заключительная повесть, давшая имя сборнику, это о том, что “тяжела и неказиста жизнь российского артиста”, а также о нелицеприятной изнанке процесса, ныне известного как “стань звездой”. Здесь и гендерная психологичность (в женской системе координат “осень зрелости - юности весна”), и недетские тяготы столичной жизни, и нервозные закулисные будни опытного имиджмейкера. Есть даже история, связанная с приглашением Пугачевой на одну из главных ролей в фильме по этому сюжету и последующим отказом звезды, из за чего сам проект не состоялся.

В общем и целом все понятно. Это изданные в литературном формате сценарии, метко названные киноповестями. В этих киноповестях автор скрыт, много выразительного действия героев и практически нет рефлексии, мысли персонажей читаются только по их поступкам, а описания внешнего мира вполне выпуклы при всей их лаконичности. Текстовые картинки с моральным приводом и модной коробкой передач.. Повести все так и просятся на актуальный отечественный экран. Чтоб за них проголосовали рублем. И молодой Тодоровский для этого превосходно подошел бы, поскольку, погрузившись в телевизионный опыт, он все насквозь понял про попсу. Если представить себе эти фильмы уже снятыми, то легко представить себе и их чарующее воздействие на поклонников творчества Балабанова и Бессона.

Лично мне симпатичнее другое кино и другая литература соответственно. Поэтому, читая Короткова, его скругленные и сглаженные тексты, я испытывал острый голод стиля, мне недоставало автора, уникально пишущего свои словеса, я ощущал патологическую нехватку той особой странности, психотичного шарма, которые разлиты и в мире, и в восприятии индивидуума, да и вообще – разлиты. И вот, чтоб от этих нехватки и голода не заиметь эстетическую язву, я как бы нацепил себе глаза и напялил мозг той аудитории, на которую «Попса» изначально ориентирована. Это не так-то сложно. Только тогда мой эстетический желудок удовлетворенно заработал, и в результате я смог выдать данный свой текст наружу. Однако, довольно углубляться в детали метафизического пищеварения, потому что это чревато появлением каких-нибудь эстетических осмозисов, перистальтик и метеоризмов. А это уже не попса, но – специализация.

Напоследок несколько деталей. Практически все герои киноповестей Короткова обитают в провинции (а порою даже - конкретно в лесу). Даже если они вооруженные отморозки, ненормативную лексику они не употребляют (в “Мёртвом” это обусловлено тем, что пахан по кличке Слепой не терпит матерщины, ну а действующие лица прочих повестей, даже отчаявшиеся шахтеры, ругаются часто, но конвенционально - например, “сука”, “твою мать”, “хер”). В моменты пикового драматизма (как правило в финале) герои имеют привычку плакать и смеяться одновременно. Во всех повестях обязательно появляется персонаж, одетый в халат (фабричный или домашний), либо в промасленную спецовку на голое тело. По телевизору у Короткова если что-то и смотрят, то исключительно - мексиканский сериал. Сексуальные сцены обойдены ловким корректным молчанием, совсем, как в “Брате” и “Брате-2”. Все типажи (особенно из шахтерской повести) очень жизненны и правдоподобны, хотя создается впечатление, что некоторые из них перекочевывают под иным именем в остальные повести - то ли бытие так маловариативно, то ли писатель умудрённо-экономен.

Итак, совершенно ясно одно - попса способна быть яркой и любопытной, при этом ни на секунду не переставая быть попсой. Также ясно и другое - “Попса” Ю.Короткова не предлагает социальных панацей и не дает рецептов выхода из кризиса; “сто пятьдесят миллионов приходят в свои нищие дома - жрать нечего, дети голые, впереди ни просвета...” - эта книга всего лишь описывает коллективный опыт восприятия мира. И я думаю о том, что такие описания по своей сути являются программированием, психологической установкой. И в таком случае я не завидую автору “Попсы”, населяющему своё “кино” таким количеством трупов, выпитой водки и моральных руин.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я