сегодня: 22/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 03/12/2009

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Да здравствует амазонство!

Геннадий Муриков (03/12/09)

(Лестева Т.М.. «Эротические рассказы феминистки», Спб, Библиотека журнала «Невский альманах», 2009,– 192 с.: илл.)

Книга Татьяны Лестевой одновременно традиционна и неожиданна. Традиционна потому, что отмечена всеми признаками добротной художественной прозы: здесь и яркие характеры, и неожиданные коллизии, и динамичная повествовательная манера. Прозрачный, лёгкий стиль, – вещь очень и очень немаловажная, особенно для современной литературы. Неожиданная потому, что автор не следует канонам бытописательства, столь обычным сегодня, также как избегает и слащавой мелодраматической манеры письма. Главное качество рассказов, вошедших в книгу – это их изящество, но без манерности, – элегантность, но без жеманства. Такие книги читаются, так сказать, на одном дыхании.

Теперь несколько вольных мыслей. Эротика, понятая с точки зрения женщины, это вовсе не то, что векам и обыгрывалось в «мужской» литературе под флагом «донжуанства». Тем более, что несчастного Дон Жуана утащил в могилу какой-то там обманутый муженёк. Уместно вспомнить, что даже мудрый царь Соломон, у которого по слухам было триста жён и наложниц, в итоге смог только с горечью констатировать, что всё суета сует и ничего кроме суеты вообще не бывает.

Но вот та же эротика, если на неё посмотреть с точки зрения женщины, в литературе вещь почти что неизвестная. Разумеется, речь идёт не о сентиментальных «женских» романах, начиная с Жорж Санд или вновь появившихся на горизонте Лидии Чарской или Евдокии Нагродской. Авторов, им подобных, теперь видимо– невидимо, но мы говорим именно о прозе, написанной под углом зрения сексуально подготовленной, зрелой и весьма эмансипированной женщиной. Для такой женщины практика общения с представителями противоположного пола – не предмет для сентиментальных воздыханий, а испытанная и повседневная реальность жизни. Только так!

Героини Т.Лестевой не склонны нежно воздыхать о предметах своих увлечений. Они берут всегда «быка за рога» (избегнем здесь фальшивых двусмысленных толкований этого выражения), определяю себя по отношению к «предмету» сразу и окончательно.

Как по-настоящему опытная в вопросах любви женщина должна строить свои отношения с мужчиной? Не в «деловом» смысле, конечно, а в самом что ни на есть физическом. Этот вопрос в центре внимания любимых героинь рассказов Т. Лестевой. Вульгарность здесь неуместна. Автор настаивает на определённости, но избегает пошлости. Это говорит нам о том, что важнее всего для писателя – о чувстве вкуса.

Стиль нашего времени требует ясности и точности. Сегодня не место для меланхолических и слащавых созерцаний. Нужно внятно и честно спросить себя, какой ты выберешь путь в той или иной эротической ситуации? Т. Лестева говорит со всей степенью прямоты: я – женщина сильная, властная, волевая. «Чуйствительность» мне чужда, – но тем больше открывается во мне и для меня простор для чувства. Чувства с большой буквы. Для настоящей страсти, которая подчиняет себе всё.

Некий А.С. Пушкин когда-то писал то о «гении чистой красоты» и о «мимолётном видении», – то о какой-то «вавилонской блуднице», которую он « с божьей помощью», – «…»! А это оказывалось на поверку одно и то же лицо. Тот, кто знает, поймёт.

Лукавил ли поэт? Не будем отвечать. Это просто «информация для размышления».

Женщины делятся примерно на три категории. Говорю об этом спокойно, потому что знаю этот вопрос, исходя из собственного опыта. Литературного, конечно. Это реплика в сторону для тех, кто захочет ухмыльнуться. Во-первых, есть женщины страстные, которых уже упомянутый классик называл «вакханками», которые то и дело «торопят миг последних содроганий». Противоположны им женщины прохладные. Но они читать эту книгу не будут, поэтому мы просто проскользнём мимо них. Основная же часть представительниц прекрасного пола – женщины чувственные, понимающие себя как воплощение обаяния. Не воздыхания об «алых парусах», а самоощущения как огромного мира страстей, бурных чувств и потрясений. Они готовы пережить всё это каждую минуту и понимают, что в этом и есть смысл жизни.

Такие женщины мне ближе всего.

Эта книга не для девушек. Им мы её читать не рекомендуем. Прежде всего потому, что они там ничего не поймут. Девушка ищет «влюблённости», а в рассказах Т.Лестевой это чувство отсутствует. Однако, – тут я с задумываюсь над собственной фразой, – а если вдруг невинная девушка заглянет одним глазком, как бы через замочную скважину, в сокровенный мир подавленных и обнажённых женских желаний? Что она там увидит? Сразу скажу: отпрянет, наверное. Там клубятся огненные протуберанцы жгучих страстей… Но этот мир… такой заманчивый… Так что ладно, загляни, наивная девушка туда! А вдруг понравится? Цензура разрешает.

А что если невзначай и некий джентльмен захочет почитать? Что будет тогда? С иронической и двусмысленной усмешкой скользнёт он по огнедышащим строкам Т. Лестевой своим как бы равнодушным и всезнающим взглядом… И вдруг!

Признаюсь, я был в числе этих «невзначайцев». Т. Лестева дала мне почитать эти рассказы и сказала со свойственным ей ехидством: «Скажите, критик, что-нибудь, – не в жанре “внутренней рецензии”, а как бы для “народа”». Вот я и говорю: народ (т.е. читатели) будет прыгать от восторга, в том числе и от эротического. До чего надоели всякие дурацкие поучения, которыми нас пичкают со всех сторон: что нужно делать, чтобы избавиться от простатита или, – как сэкономить электроэнергию посредством (но не по средствам) покупки энергосберегающих лампочек…

Автор сборника даёт простой совет: любить, любить страстно, нежно и чувственно. Последнее слово нужно подчеркнуть особо, потому что речь идёт вовсе не о «платонических» чувствах. Торжество земли, торжество плоти. Но – без грубостей, без пошлостей. Тонкий вкус знатока оценит это сразу. Лишнее подтверждение тому – изящное художественное оформление. Здесь вы не найдёте банальных красивостей, свойственных «дамской литературе»: текст украшен яркими иллюстрациями в виде репродукций картин необычных, остросовременных художников: Бориса Вальехо, Джона Дюрана, Альфонса Мухи, Франца фон Штука и других. Это делает честь умелому выбору автора..

Вот теперь настало время закончить краткий обзор наших впечатлений от прочитанного. Скажу одно: эмансипированная героиня Т.Лестевой (не знаю, всегда ли она является её «лирической героиней») – это образ современной женщины – не семейной клуши, а этакой «бизнес–леди», но которая не теряет своей эротической сущности, не превращается в бесполый придаток предпринимательско-бюрократической машины.

Эротика и феминизм… Как сказал бы поэт, «две вещи несовместные». Но так ли это? Сразу на память приходит одно веское и великое слово: амазонка. В амазонках слиты воедино воинственность, сила и эротизм. Полюбить амазонку всякий ли сможет? А уж что она думает о представителях противоположного пола… Людмила Улицкая и Татьяна Толстая – наше прошлое. Татьяна Лестева – наше будущее.

Амазонки – это женщины, предназначенные не для простых любовных утех (эти утехи, конечно, тоже не исключаются), а для битв и побед. Современная амазонка – это новое движение эпохи. Это раньше эротика и феминизм выглядели несовместимыми. Сегодня иначе. Может быть, перед нами начало новой поэтики – поэтики «амазонства»?

Феминизм устарел. Женщины добились всех прав, каких хотели и даже больше, – каких не хотели. Женщина наших дней далека от обособленности, от борьбы «за права человека». Она ищет страсти. Нежности. Чувства. Но не хочет терять себя. Вот так создаётся амазонство.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я