сегодня: 18/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 18/09/2009

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Дар

Вяч. Вс. Иванову – 80 лет.

Леонид Латынин (18/09/09)

Еще в начале 20 века русская гуманитарная наука была частью мировой гуманитарной традиции, в середине 20 века только университеты сохраняли почти подпольно тление этой традиции. И только оттепель 50-х в России способствовала появлению ученых – можно сказать «подснежников», гуманитариев мирового масштаба. Целая плеяда учёных, родившихся уже во времена железной не свободы, возникла как бы из небытия. Это и Аверинцев и Лотман, Топоров и Мелетинский, Гаспаров и Вячеслав Всеволодович Иванов. Последний из этой плеяды учёных, кто продолжает работать, читать лекции и длить участие гуманитарной науки в мировой традиции.

Я всего лишь литератор, и мне трудно адекватно оценить то множество дисциплин и отраслей науки от исторической лингвистики до антропологии, в развитие которых Вяч. Вс. Иванов внёс существенный вклад.

Вячеслав Всеволодович Иванов. Фото автора.

Но я могу судить о литературе, в которой имя Иванова существует заметно, ярко и главное обособленно от нынешнего течения литературы. Яркость и обособленность, конечно, обусловлены тем, что в чехлы слов нашего будничного словаря Иванов заключает содержание, оснащенное прежде всего его громадным даром, а потом уже «потом и опытом» – (так называется его последняя замечательная книга, которая дает представление об Иванове как о литераторе).

Чего стоят только в стихотворении Иванова круглые фонари по бокам эскалатора, уходящие вниз, похожие на души мертвых спускающееся в ад. Здесь и Данте и Вергилий и до сих пор до конца не прочитанная мифологема античного представления о смерти. Не случайны строки и его другого стихотворения «Ты рядом шла, как Беатриче». Или – «Я при жизни оказываюсь в аду, как в бреду»….

Воспоминания Иванова о той горизонтали современников, среди которых он жил и был сам из их высокого числа – Ахматова. Пастернак. Якобсон, Лотман, Топоров. Аверинцев также насыщены избыточной, не внешней интеллектуальной силой, которая соразмерно и по-катулловски точно и бессмертно передаёт дыхание, волю, беззащитность и величие этих духовных героев нашего времени.

Участие Иванова в сюжете написания Пастернаком письма перед исключением из Союза писателей, ощущения мальчика привязанного к санкам, которого отец везёт по дороге, спускающейся к речке Сетунь в Переделкине, вызывают ощущение твоего внутреннего присутствия в этом событии. Такое я испытывал только при чтении стихов Катулла.

Сам Иванов достаточно подробно описал горизонталь среды своих выдающихся современников, объединенных интеллектуальными и духовными устремлениями. Но мне бы хотелось вернуться к вопросу о том, откуда могла возникнуть плеяда выдающихся филологов посреди казалось бы вытоптанной вульгарным марксизмом научной пустыни? И здесь придётся вспомнить о вертикали гуманитарной традиции, в которую вписано имя Вячеслава Всеволодовича. Я попробую размотать только одну из нитей этой вертикали.

Совсем недавно в одном из случайных разговоров с Вяч. Вс. о Владимире Николаевиче Топорове выяснилось, что лекции по античной литературе все мы слушали у Сергея Ивановича Радцига, одного из выдающихся профессоров Московского университета.

В студенческую бытность я был увлечен генеалогией отечественной культуры (как и положено туземцу из провинции, попавшему в знаменитый Московский Университет), и первые вопросы, которые в перерывах между лекциями я имел счастье задать Сергей Ивановичу, были не о греческих реалиях, а о его учителях, и одно из имён, которое прозвучало в ответах Радцига, было имя Владимира Иванович Герье.

Ученик Грановского и Соловьева, Герье, живший на квартире у друга Грановского Кудрявцева, мог говорить с Грановским, «из рук в руки» получая некий ДУХ Мировой Филологической Традиции.

Герье же, человек и ученый замечательный, в свое время слушал помимо Грановского и Соловьева лекции Моммзена, Дройзена, Кепке, к тому же и со Станкевичем его связывали родственные отношения: он был женат на – Авдотье Ивановне Станкевич. Думаю, в домашнем кругу они часто вспоминали Грановского, более того, в то время как Станкевич писал биографию Грановского, он пользовался книгами библиотеки Грановского, которую Герье перевез к себе в дом.

Герье в отличие от других профессоров любил проводить занятия со студентами у себя дома в Гагаринском переулке. (Возможно, я выбрал семинар Н.К. Гудзия по древнерусской литературе еще и потому, что он, как и Герье, проводил его у себя дома, на улице Грановского (теперь, к сожалению, ставшей Романовым переулком)

Кстати, мой первый доклад на семинаре Гудзия «Дохристианский пантеон в «Слове о полку Игореве» стал началом моих многолетних занятий язычеством Древней Руси, позже вылившихся в попытку составить словарь основных сюжетов русского народного искусства.)

И ещё одна особенность отличала Герье – по словам Кареева, – лекции его в большинстве случаев были не лекциями, а популярными беседами.

Мне кажется, что через Радцига эта особенность могла перейти и к Вяч. Вс. Иванову, в лекциях которого слышимы черты доверительных, метасодержательных бесед. (Во фразе Толстого «Андрей подошел к Наташе» «гудят недра», в то время как та же фраза N – только пустой «чехол слов»).

Таким образом, современника Пушкина, Тимофея Николаевича Грановского, учившегося в Берлинском университете у Ранке, Раумера, Савиньи, Вердера, Ганса, посещавшего заседания кружка Н.В. Станкевича, встречавшегося с Герценом, Чаадаевым, Катковым, братьями Киреевскими от Вяч. Вс. Иванова отделяет всего лишь два посредника – Герье и Радциг.

Думаю, любая Мировая Традиция, случившись, не умирает, просто существует либо при свете времен, либо во тьме времен, но обязательно существует

Вяч. Вс. Иванов один из великих наследников, держателей и продолжателей Мировой Традиции, и надеюсь, на нём она не оборвётся.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я