Топос. Литературно-философский журнал.
Для печати

Вернуться к обычной версии статьи

Литературная критика

Инновационные стратегии в издательском деле.
Философский анализ концепции самиздата.

Глеб Коломиец (04/09/09)

«Открой домашнее издательство!» – гласили многочисленные рекламные слоганы, приуроченные к выходу очередного принтера. Однако, дальше слоганов дело не пошло.

Увы, развитие технологий печати, и домашней печати в частности, не привело к какому-либо серьезному сдвигу в самиздатской деятельности. Лазерный принтер, войдя в обиход, так и не стал методом, оставшись инструментом. Несмотря на высокую скорость, качество печати, огромную по домашним меркам производительность, так он и остался всего лишь возможностью распечатать текст, но не издать его.

Россия – родина самиздата, а самиздат – верный сын своей родины. Многие книги и периодика, выпускаемые типографиями, по качеству и общему впечатлению приближаются к «самодельным». Самиздат продвинулся технически, но духу своему не изменил, т.е. сохранился в виде малобюджетного некоммерческого арт-проекта.

В общем и целом, несмотря на свободу слова и формальный запрет цензуры, издать книгу, не претендующую на коммерческий успех или потенциально подходящую под печально известную статью 282, сейчас практически невозможно, а в провинции – совсем невозможно. Тиражи некоммерческого искусства в любой его форме традиционно низки: 100, 200, 300 экземпляров при нижайшем качестве издания и отсутствии всякой полиграфии. Эти книжки так и называют самиздатскими, не смотря на то, что они выпущены в официальных типографиях за реальные авторские деньги. Они очень редко попадают в книжные магазины, не имеют никакого спроса, ввиду малоинтересного широкому читателю содержания (это либо опусы литературных дилетантов, либо «клоны» классиков традиционализма, либо авангардное искусство в виде букв).

В сфере периодического самиздата положение несколько иное. «Чистокровных» самиздатских журналов литературного толка сейчас практически нет (на память приходит лишь «Немировский вестник» _ 1, выпускаемый поэтом М. Немировым по материалам своего ЖЖ). Наоборот, литературные журналы и альманахи стремятся к высокому качеству бумаги и полиграфии, в неосуществимом идеале – к глянцу. Пустующую нишу заняли в основном разного рода «Вестники (такого-то ВУЗа)» и «сборники», приуроченные к научным конференциям. Другими участниками самиздатского «пространства» становятся политически яркоокрашенные активистские газеты и музыкальные фэнзины. Всех их объединяет низкий уровень издания и верстки.

Однако, в этой системе, вопреки её относительной насыщенности, не чувствуются работа и напряжение. Если самиздатские книги худо-бедно находят своего читателя на презентациях и среди друзей авторов, то в сфере периодики дела идут совсем плохо: научные сборники не выходят за пределы академической среды. Фензины распространены шире, однако срок их существования, как правило, недолговечен, а политические газеты из рук распространителя отправляются прямиком в мусорную корзину.

Назвать такое положение вещей удовлетворительным нельзя. Печатное слово как носитель идей, как средство информации пользуется большим авторитетом, технические средства позволяют каждому создать свой печатный орган, а постсовременное сознание никак или почти никак не воспользовалось этой возможностью. Все ринулись в Интернет и, опьяненные всевластием, написали огромное количество текстов, тем самым обесценив и идею блогов и вообще интернет-высказывание.

Настало время всемерной пролиферации печатных органов!

При наличии лазерного принтера за смешные деньги (около 300-500 руб.) вполне можно издать самопальную «журналку» тиражом 50-100 экземпляров.

Тематика – свободная.

Тот, кто занимается литературным творчеством или неакадемическими исследованиями – пусть публикует их. Пусть создаются вестники «двора», «тусовки», «сквота» и т.д. Те, кто любит футбол и политику, могут с легкостью организовать печатный орган, оценивающий достижения отечественного спорта или осмысляющий телевизионные сводки.

Целевая аудитория – непосредственное окружение, как реальное, так и онлайновое (блоги, литературные сайты и пр.).

«Точек приложения» для печатного органа – бесконечное количество, да и принципов компоновки текстов тоже много.

В печатном издании тексты могут компоноваться по следующим принципам: хронологическому (например, как в еженедельных газетах), тематическому (журнал «Наука и жизнь» _ 2), географическому («Вестники ВУЗов»), концептуальному (журнал «Элементы» _ 3) и ризоморфному (отсутствие центра и иерархии при наличии связей, как в ныне «покойном» журнале «101» _ 4). При желании можно придумывать новые и комбинировать перечисленные.

Если количество самиздатской периодики достигнет некоей критической отметки, будет сформировано анархическое информационное поле и хаос зазвучит гласом народным. Всеобщий самиздат – это одно из средств свержения диктатуры СМИ, монополизированных политикой и капиталом, и первый шаг к созданию неуправляемых, а значит, подлинно свободных, информационных потоков.

Другим освобождающим аспектом всеобщего самиздата является формула «издание = производство». В современной жизни вне профессиональной деятельности человек не производит ничего (или производит Ничто). Блоггерство и другие виды Интернет-публикаций, могут считаться производством виртуального. Степень ответственности производителя виртуального стремиться к нулю, объём написанного, наоборот – к бесконечности, срок жизни – 24 часа. Фактическая бумажная публикация, умножая гордость и чувство удовлетворения, умножает ответственность за написанное и срок жизни публикации, ограничивая объём. Так в человеке возрастают качества Творца, качества глубоко личностные.

Издательская деятельность, будучи производством штучного, производством «ремесленным», несёт в себе отпечаток индивидуальности или, по крайней мере, эклектичной «коллективной» индивидуальности авторов «журналки». А индивидуализация, произведенная в рамках информационного хаоса, становится освобождающей (в противовес индивидуализации в рамках общества, которая становится «социальной ролью» – отца, матери, коллеги, приятеля и пр.).

В утопической перспективе всеобщий самиздат будет сопровождаться созданием метажурнала: Интернет-издания, которое бы налаживало связи между периодикой «на местах». В рамках метажурнала могли бы реализоваться все композиционные принципы под руководством ризоморфного. Метажурнал, содержащий в себе электронные версии всего бумажного самиздата стал бы чистой связью – стирающей географические границы, иерархические масштабы («профессиональный – непрофессиональный», «многотиражный – малотиражный» и пр.).

Понятно, что идея всеобщего самиздата требует взрыва пассионарности, массового желания людей «что-то делать», что для сегодняшней России не актуально.

Однако, возможно, в эпохе всеобщего бессилия наступит просвет, краткий рецидив, и наша страна, воспользовавшись утопическим потенциалом всеобщего самиздата, станет самой пишущей и «самой читающей» в мире.

________________________________________________________________

Примечания

1. Электронной версией «Немировского вестника» можно считать сам ЖЖ: http://nemiroff.livejournal.com/

2. Сайт журнала: http://www.nkj.ru/

3. Электронную версию см. на сайте «Арктогея» (http://www.arcto.ru) в разделе «Периодика»

4. Электронная версия: http://www.iceflow.com/onezeroone/101/OneZeroOne.html



Вернуться к обычной версии статьи