сегодня: 25/06/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 10/08/2009

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Онтологические прогулки

Анекдоты. Философы 3

Малек Яфаров (10/08/09)

***

Ницше и Шопенгауэр подружились, когда жили у Гегеля, дом которого был настолько большой, а хозяин настолько равнодушен ко всему земному, что у него постоянно бомжевала толпа различного интеллигентского сброда. Столовались друзья у Канта, который так любил рассказывать о своих удивительных путешествиях, что ради этого готов был накормить каждого встречного.

Но особенно сблизило двух философов совместное созерцание, после сытного обеда они любили расположиться на одной из скамеек городского парка и ждать: если на аллее появлялась блондинка, в восторг приходил Шопенгауэр, постанывая, он обнимал ближайшее дерево и шепелявил: «вираньябхо» (искаж. санскр. «со своей буйволицей»); если же появлялся юноша, наступала очередь Ницше, который бегал вокруг скамейки, размахивал руками и обещал разорвать все путы.

Так обычно продолжалось до самого вечера, но иногда горожане видели, как Шопенгауэр, отчаянно шепелявя, пытается поймать в объятия бегающего вокруг скамейки Ницше, и делали правильный вывод о том, что на алее парка появилась блондинка под руку с юношей.

Кант высматривает в окошко гостей и феноменальный мир.

***

Однажды Шопенгауэра пригласила в гости жена бургомистра, которая была известна тем, что организовала первый в Европе салон восточной мудрости. Чтобы избавиться от вечно ошивающегося рядом Ницше, Шопенгауэр отвёл его в городской университет (с тех пор он его больше не видел).

Хозяйка салона встретила гостя в жёлтой кожаной униформе, в левой руке она держала свиток, в правой – плеть; не успел Шопенгауэр при виде блондинки что-нибудь обнять, как получил настолько мощный удар плетью, что тут же начисто забыл санскрит, но испытал при этом такое полное просветление, что с радостью преклонил колени для продолжения урока.

После этого случая Шопенгауэр ни разу не вспомнил о своём друге, целыми днями он бродил по городу и мечтательно восклицал: «мир без воли и представлений!», но, поскольку он сильно шепелявил, горожане слышали: «мир как воля и представление».

Шопенгауэр взирает на мир без воли и представлений.

***

Раз в месяц Кант устраивал вечеринку по поводу своего возвращения из очередного путешествия; он заказывал экзотические продукты, выставлял в прихожей чемоданы с наклейками из разных стран, клал на пол медвежью шкуру.

Встречал гостей Кант в шапке-ушанке, ботфордах со шпорами и со шпагой, специально обрезанной под его рост. Гости не удивлялись, так как знали, что основное представление ещё впереди: взобравшись по специальной лестнице на стол, хозяин будет ходить по нему взад и вперёд и долго нудить о каком-нибудь гидротехническом сооружении, к которым питал явную слабость.

Вытерпев часовую лекцию об устройстве городской плотины, гости отводили душу за прекрасной закуской и хорошим вином; однако это не помогло Канту прославиться в качестве путешественника: горожане прекрасно знали, что он никогда не выходит из дома, крайне близорук, невероятно тщедушен и страдает топографическим идиотизмом; так, в неудачный день, дело не доходило даже до лекции, так как потеряв уйму времени и сил на поиски столовой, а затем на то, чтобы забраться на стол, Кант уже не только не мог что-либо рассказывать, но даже затащить с собой на стол шпагу, с которой никогда не расставался.

Декарт высматривает гостей и феноменальный мир в окошке, но не находит.

***

Деррида терпеть не мог ничего напечатанного, какую бы книгу он ни взял, прочитать даже первое предложение до конца ему не хватало терпения; он так и остался бы никому неизвестным неучем, если бы однажды ему не приснился странный сон, что он находится в Москве на Тишинской площади, прямо перед ним стоит столб, составленный из букв, которые оживают, поднимаются вверх и образуют увенчанную венком физиономию, которая строго смотрит на него и говорит громовым голосом: «аз есмь …, но запинается и, пытаясь закончить начатое, начинает давиться, кашлять, пока, наконец, не выдержав напряжения, с диким криком … шашлык» взрывается в него всеми своими буквами.

Проснулся Деррида совершенно мокрый от пота, но, открыв глаза, он обнаружил, что теперь ему нет никакой необходимости в чтении, так как теперь он всё видит только как буквы: Эйфелеву башню, Лувр, жандарма, бродячую собаку; даже когда он смотрит на себя в зеркало, он видит только мерзкие шевелящиеся буквы русско-грузинского алфавита. Так появилось представление о том, что «мир есть текст».

***

Яфаров в детстве был такой маленький, такой чумазый и такой сопливый, что каждый, кто видел его, невольно хватался за сердце и вскрикивал: господи; именно поэтому Яфаров с детства уверен, что он – господь.

***

Когда Зенону исполнилось десять лет, его отец – человек суровый, но справедливый, объявил ему, что теперь каждую неделю он должен будет проходить испытание.

В качестве первого задания отец положил перед Зеноном мёртвую черепаху и сказал: догони. Смышлёный мальчик тут же шагнул вперёд и дотронулся до черепахи; «ошибка – сказал отец, догонять можно только бегущего от тебя», и выпорол сына.

В следующий раз поумневший Зенон остался на месте без движения; выдержав паузу, отец определил ошибку: «догнать значит коснуться убегающего», и снова выпорол его.

Так продолжалось несколько месяцев, что только ни делал Зенон: пинал черепаху ногой и догонял её, пока она кувыркалась в полёте; толкал перед собой палкой так, чтобы постепенно сократить расстояние между собой и черепахой до минимального и т.д., ничего не помогало, каждый раз отец констатировал ошибку и порол сына.

Однако, поскольку он был человек не только суровый и справедливый, но ещё и человеколюбивый, то, в десятый раз выпоров сына, сказал ему: «ты должен был в первый же раз сказать мне, что с мёртвой черепахой в беге не состязаются».

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я