сегодня: 16/09/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 05/08/2009

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Искусство

Живая музыка 8. Двойное интервью. Курляндский.
Композитор Дмитрий Курляндский отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского

Дмитрий Бавильский (05/08/09)

Композиторы, единственные, между прочим, из творчески одаренных людей представляются мне сверх-людьми. Дело здесь даже не в Вагнере, которого, вообще-то, я не очень, а в сумме знаний, навыков и умений, необходимых для адекватной композиторской работы. Сочинение и аранжировка, понимание ситуации и обоснование своих поисков – всё это требует многой мудрости, многих сил и одновременного, компьютерного почти, учитывания такого количества факторов, что сложно не задуматься о каком-то особенном божественном или же, напротив, дьявольском со-участии в сочинении музыки.
Молодые (относительно, конечно) композиторы Сергей Невский и Дмитрий Курляндский самым фактом своего существования назначены в наследники и продолжатели музыкального авангарда. Оба они, и Сергей и Дмитрий, входят в группу «Сопротивление материала» (Сома), ответственную за творческий дух в стане музыкальных авангардистов, а так же за остроту экспериментальных п(р)оисков.
Пишут они разную музыку, по-разному и теоретизируют, хотя есть в их творчестве и творческих установках нечто общее, потому я и решил записать с Дмитрием и Сергеем две параллельные беседы, каждая из которых имеет самостоятельное значение, но, вместе с тем, благодаря набору одинаковых вопросов, позволяет зафиксировать в позициях композиторов не только схожести, но и различия.
Или так – и различия, но и схожести тоже.

Архивисты и новаторы

– Важное замечание: музыка сегодня разная, то есть, это какие-то совершенно непересекающиеся вселенные, в каждой из которых говорят на своём собственном языке и им не сойтись никогда. Развязавшиеся языки настолько разные, что современная авторская музыка – самое что ни на есть точное воплощение истории про Вавилонскую башню. Раньше ведь такого не было – композиторы писали по-разному, но в пределах одной Ойкумены, а сейчас – композитор композитору марсианин…

– А как же Бах и его дети? Вагнер и Брамс? Чайковский и кучкисты?

– Все они обитали в пределах одной конвенции, разве не так?

– Это мы их так обобщили из сегодня, для удобства. «Гибель богов» и Венгерские танцы, фольклоризмы и романтический излом – это такие же взаимоотталкивающие (как будто бы) явления, как Штокхаузен и Стив Райх.

На самом деле, они каждый по-своему ломали конвенции своего времени и в истории сложатся в общую, логичную картину. А суть этой ломки конвенций всегда одна: музыка – это не то, к чему мы привыкли и с чем уже смирились – музыка всегда другая.

– Композитор Курляндский доигрался до музыки, состоящей из пауз и до музыки, которую практически беззвучно выдыхают из духовых… Это напоминает мне методику художников, работающих со своим телом – каждая новая акция сужает им пространство маневра. Они уже и какали и трахались и тошнило их и рвало, члены себе отрезали, тело меняли, самоубийство устраивали. Даже страшно представить, чем всё это может закончиться.

– Я уже писал, что к искусству мне более подходящей кажется теория катастроф. Я не занимаюсь поисками нового – я просто не верю в новое, но я верю в другость. До пауз и выдохов уже доигрывались многие – но каждый по-своему, неповторимо и узнаваемо индивидуально. Страшно представить, что это всё может закончиться (на самом деле – не может), а чем продолжится – интересно!

– Музыка ХХ века – вся почти о неуюте и дискомфорте, гармония и целостность более невозможны, вот музыканты и представляют осколки однажды разбитого зеркала, так, может быть, имеет смысл, просто вспомнить о гармонии или, хотя бы, поверить в её возможность?

– На этот вопрос мне сложно ответить – мой опыт восприятия иной. Я не испытываю дискомфорта, или каких-либо негативных эмоций, слушая Лахенманна, или других композиторов, которых я уже упоминал...

Неуют и дискомфорт – не оппозиции гармонии и целостности, иначе можно вообразить, что уют и комфорт – их синонимы. Это типичный рекламный трюк: прокладки с крылышками – гармония и целостность. Гармония и целостность – категории из той же плоскости, что и содержание, о котором мы уже много говорили.

– Но разве самые великие сочинители ХХ века, от Стравинского до Шнитке, от Шёнберга до Гласса, чем дальше тем страшней забредали в дебри горячечного бреда. Радости мало. «Ода к радости» кажется невозможной. Даже религиозная музыка (Мессиан, Пярт) особого оптимизма не производит. Оптимизм странно завязан на доступность, попсовость. Массовость. Кажется, оппозиция между эстрадой и серьезными поисками должно проходить именно тут…

– Все зависит от установки слушателя – если единственный раздражитель радости для него мажорное трезвучие – то ему следует купить какой-нибудь филармонический абонемент «незабываемые встречи с прекрасным» и успокоиться.

Есть же и другие радости – радость открытия, радость узнавания, или радость неузнавания, радость причастности – их много и они не зависят от динамики звучания и плотности фактуры. А оппозиция между попсой и серьезными поисками совсем в другом. Попса – явление направленное на определенные возрастные категории и на удовлетворение конкретных физиологических потребностей организма – из нее вырастают, как из штанов.

– Снова не могу с вами согласиться. Некоторые в попсе живут до самой старости, до последнего дня своего. И невозможно заставить их слушать «серьезные» (ну, или, если по-другому сказать, «живую музыку») сочинения. Я по своим близким знаю: вот нет у них такой потребности, не сформирована. И я даже не знаю, что нужно предпринять, чтобы вывести их на новый уровень осмысления себя и действительности, чтобы заставить их слушать что-то стоящее…

– Но это не отменяет механизмов воздействия попсы. Желание слушать должно формироваться в детстве и юности, но это вопрос образования, доступа к информации.

Этим должны заниматься специальные институции, заинтересованные в современной музыке. На западе такие институции есть и они понимают, что их задача не только заплатить композитору, музыкантам и залам, но и воспитывать аудиторию, причем с детства. Иначе надобность в этих институциях отпадет сама собой.

Тут вступают уже не эстетические интересы, а чисто рыночные механизмы институциональной самозащиты. В СМИ идет активная пропаганда попсы и если ей ничего не противопоставлять все другие виды музыкального бытования просто исчезнут.

В Европе многие коллективы получают мощную государственную и муниципальную поддержку «в обмен» на то, что эти коллективы ведут просветительскую деятельность в школах и училищах.

Коллективы «приписываются» к учебным заведениям, получают там репетиционную базу и проводят концерты, лекции, образовательные программы.

И не только в Европе. Совсем недавно мне написала учительница музыки в младших классах из Аргентины. Она показывала своим ученикам короткие современные сочинения, которые сама нашла в интернете (она интересуется современной музыкой).

Детям больше всего понравилась моя «Поверхность» – одноминутная пьеса для фортепиано. Она попросила учеников нарисовать свои впечатления и обещала прислать сканированные рисунки. Вот реальный пример удачной попытки приобщения детей к современной музыке.

– Вы заикнулись о механизмах воздействия попсы. Каковы они с профессиональной композиторской точки зрения?

– Попса доступна – она буквально везде. Ее не надо искать – она сама придет к тебе – из телевизора, из радио, с улицы. Только расслабься – и жди. Она – заменитель времени. Вставил в уши – и порядок, время потечет незаметно: десять песен – и ты уже на работе. Расслабься.

Попса – это богатство выбора. Вам нравятся блондинки – пожалуйста, грудастые – вот вам. Единственное напряжение, которое от вас потребуется – размерчик подобрать, чтоб не терло.

Дальше попса сделает за вас все – она подскажет где смеяться, а где – плакать, где молчать, а где – мычать: «а теперь все вместе!». Только расслабься. Она заполнит тягостные косноязычные паузы первого свидания. Она осчастливит потерявшую связь с реальностью фанатку Билана: «Дима, войди в меня!» – и какой-нибудь прыщавый Петя, случайно оказавшийся рядом, входит – и все, что от него требуется – не сбиться с ритма. И, конечно, расслабиться.

Попса заменяет людям их третье измерение, духовное напряжение, приятно стимулирует мышцы органов внутренней секреции. Какое тут духовное напряжение, если я вот-вот кончу!

Попса не позволяет задавать вопросы. Она – силиконовый ответ на извечное «что делать?» – я все сделаю сама, главное – расслабься. А то ничего не получится.

А еще – это индустрия с тысячами рабочих мест. И наша попса имеет те же проблемы, что и любое другое наше производство. Она – как наши машины. По принципу «сойдет для сельской местности». Но с машинами просто – работает / не работает, удобно / не удобно. В итоге – «бумер» безоговорочно выигрывает у «запора».

С попсой – сложнее. Майкл Джексон – это целая бригада аранжировщиков, композиторов, звукорежиссеров. Это машина, в производство которой вложены огромные деньги. Механизмы запуска наших звезд – как на конвейере Запорожского автозавода.

Но в СМИ на одном развороте соседствует реклама последнего BMW и интервью с солисткой группы «Ацтой». В связи с этим, часты курьезы – едет дорогущий BMW, а из него грохочет музыка, достойная «запорожца» (как качественной категории).

– Мне кажется, самая большая проблема, связанная с попсой заключается даже не в её доступности, но в её повсеместности. Она радикально меняет звуковой ландшафт нашей жизни, никогда не оставляя человека в тишине. Кажется, ваша музыка, много работающая с паузами и умолчаниями, организует ожоги молчания именно этим и противостоя неглубокому и плоскому электронному звучанию…

– Дима, почему людям так необходимы образы? И в то же время, желательно, что бы кто-то им эти образы подсказал, выявил? Почему, не найдя собственной образной надстройки люди начинают раздражаться? Это так работает неуверенность? Боязнь ошибиться? Показаться некомпетентным?

– Ну это же почти риторический вопрос, Дим, мозгу же нужно за что-то цепляться. Спотыкаться, очень немногие воспринимают абстрактную живопись без каких бы то ни было привязок к фигуративности. Это же именно внутреннее содержание и привычка к самостоятельности суждений заставляет людей постоянно усложнять задания для органов чувств и методов собственного восприятия. Большинство привыкло двигаться вслед за подсказками, ибо если нет никакого внутреннего содержания и развитой культуры внутренний жизни, то откуда брать образы для расшифровки. И, что ещё более важно – откуда брать сам метод слушанья?

Между тем, сила музыки как раз в том и заключается, что она предельно абстрактна и каждый пересоздает ее в своем роде. Сто человек слушают сто параллельно звучащих музык. Именно этим она нам и интересна, так как наиболее пересоздаваема, подчиняема нашей субъективной воле. Собственно, именно поэтому интеллектуалы столь настойчиво ходят в оперу и концертные залы…

– Но ведь для веры в Бога, например, человеку не требуется представлять себе Его лицо. Человек общается не с конкретным нарисованным на иконе ликом... Мы сейчас уйдем в область, о которой лучше молчать, а не говорить. И мне кажется вполне логичным, что разговор вырулил именно сюда. Природа музыки, безусловно, сакральна. Только эта сакральность внеконфессионная. Музыка – один из путей к пределу, за которым в ней больше нет необходимости.

– Хорошо, давай запретим себе употребление слова «музыка». Есть такой очень действенный риторический прием – отменить то или иное слово, явление. Предположим, что «музыка» – ухищрение маркетологов, всучивающих нам для многоразового употребления одноразовые вещи и нужно описать явление другими категориями. Звуковая философия. Звуковой дизайн, звучащий перформенс или что-то в этом духе. Как бы тогда вы определили свою деятельность?

– Наверное, искусство звука (или искусство, материалом которого является звук). Подобно тому, как литература – искусство слова.

(Окончание следует)

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я