сегодня: 25/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 14/11/2002

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Знаки препинания №30. Вкрутую.

Дмитрий Бавильский (14/11/02)

<<-Новосибирский литературный журнал «Кто zdes’?»

Это раньше, ещё каких-нибудь пять лет назад, новые литературные журналы появлялись то там, то здесь, просветами в небо. Зайдёшь в книжную лавочку, а там издания разной толщины и красивости навалены штабелями, ешь, не хочу. Теперь такого изобилия нет почти, как корова слизнула: литературные забавы перестали быть массовыми, орды пишущих пересели в легковушки интенета или бросились самоутверждаться в иных областях человеческой деятельности.

А тут - новый журнал из Новосибирска и достаточно симпатичный. Кстати, по заверению продюссера («прожектёра», как сказано в самом журнале) Вадима Прусакова, демонстративно не имеющий сетевой версии: для редакции «Кто zdes’» принципиально важно только то, что зафиксировано на бумаге; то, что можно потрогать руками.

Новое издание всегда берёшь в руки с опасением: выдюжат ли? Всегда есть искушение вкусом (точнее, его отсутствием), испытание провинциальностью (вне зависимости от того, где издание выпускается), эстетическая самостоятельность созидания собственного контекста. И очень приятно, что новый новосибирский журнал (до меня добрались два его номера, датированные 2002 годом) вышел без проколов, сбоев, срывов. Пустячок, а приятно.

Провинциальность погубила многие литературные начинания. Отсутствие вменяемых критериев заставляет людей - а) очередной раз изобретать велосипед; б) любоваться плодами своими как единственно, на всём белом свете, возможными: мол, вот вам наше с кисточкой, да полюбите нас чёрненькими (красненькими, голубенькими).

«Кто zdes’» - предприятие людей свободных. Независимых от принятого тона. Известные имена здесь ( Олег Постнов, Сергей Бирюков, Елизавета Мнацаканова, например) вставлены не для того, чтобы образованность свою показать можно было, а потому, что являются рядовыми участниками общего процесса, единого дела.

В журнале много незнакомых имён, молодняка. Но тексты отобраны и расположены таким образом, что все «на новенького» сочиняющие не давят на нас своей неизвестностью, сначала - качество текстов, а затем уже и всё остальное. То есть, журнал интересен не этнографически, но из-за своих литературных свойств.

А ощущение свободы возникает потому, что люди, сочинявшие стихи и рассказы свободны от неизбывной российской литературоцентричности - для них, кроме литературы, есть ещё масса других завлекательных вещей. Ведь обычно круг провинциальных литераторов (сам прошёл через массу подобных компаний) представляется как секта хорошо зашифровавшихся гениев, с тупой серьёзностью пожирающих водку, и говорящих друг другу: «Старик, ты гений!». Истории литературы, других городов, изданий, стран, имён для подобных стариков не существует.

А теперь, когда Большая История в литературе закончилась, можно расслабиться, перестать претендовать на первородство, и начать делать вот такой журнал - умный, но и необязательный. Цельный и стильный, но без малейшего напряга. Только потому, что есть в городе хорошие люди, только потому, что люди эти пишут хорошие тексты и знают других хороших людей. Других задач перед собой редколлегия, кажется, не ставит. И это правильно.

Вот и приятно, что коллекция, собранная в «Кто zdes’?», построена таким образом, чтобы, в первую очередь, быть прочитанной - кем, чем - читателями, простыми покупателями журнала в магазинах или киосках (Прусаков говорит, что тираж расходится и себя самоокупает). Он очень лёгкий и ненавязчивый, этот журнал. Внятный и концептуально выстроенный. Много (больше, чем стихов) сюжетной прозы, поэзия здесь тоже, в основном, без особой авангардистской вычуры, если эссеистика - то коротенькая, в пару-другую страниц. И даже вклейки с абстрактной графикой и сюрреальными фотографиями исполнены внутреннего достоинства и отменного полиграфического качества.

Главным текстом (потому что продолжение следует) первых двух номеров оказывается путешествующая проза Владимира Назанского «Номады», именно она скрепляет уже существующие книжки журнала, заводит вокруг себя хоровод общей игры. Важной публикацией также является как всегда странное кружение вокруг своей оси Елизаветы Мнацакановой, которая делает вид, что рецензирует очередную книгу А. Очеретянского. Хороши абсурдистские скетчи Вилена Барского.Отметим также аккуратные рассказы Владимира Костина, Евгения Миниярова, Михаила Богатырёва, Андрея Конста, Андрея Филимонова, Александра Крамера, Романа Кривушина, Андрея Агафонова.

С поэзией всё немного сложнее (увы, не только в Новосибирске), но и здесь можно найти небольшие и тихие радости - упомянем питерскую Дарью Суховей, Игоря Давлетшина, Сергея Самойленко, Олега Асиновского.

Нулевому номеру предпослан редакционный врез. Анонимный автор (Прусаков? главный редактор Андрей Щетников?) медитирует над отсутствующим порядковым номером: «и я вдруг понимаю, что ноль, оторванный от двухмерности бехгалтерских сводок и философских концепций - это простое яйцо...»

Мне очень приятно, что это яйцо сварено правильными пацанами из Сибири вкрутую.

И без единого гвоздя.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я