сегодня: 25/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 22/05/2009

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Онтологические прогулки

Русская философия. Святая простота философии.

Малек Яфаров (22/05/09)

Необходимо постоянно вытаскивать наружу спрятанные глубоко внутри философии и, самое главное – внутри нас, представления о том, что такое человек, какова его природа, возможности, прошлое и будущее, вообще – какое место человек занимает во вселенной.

Без прояснения этих основополагающих для мировоззрения и мироощущения современного человека представлений нет никакой возможности хоть как-то влиять на течение собственной, а тем более общественной жизни.

В этом отношении философия очень полезна, я имею в виду то, что философы в своём намерении пытались сделать именно это – прояснить основы феномена человека во вселенной; они не только направили и удерживали своё внимание на мышлении, но даже пытались собственно мыслить, а это существенное различие.

Точнее, на формирование намерения они не обратили должного внимания, обратившись непосредственно к мышлению, с энтузиазмом первооткрывателей философы пытались мыслить, точно так же, как они двигаются, питаются и пр. Этот энтузиазм, это возбуждение не позволило им не торопиться в том, в чём у человечества ещё было так мало живого опыта – в мышлении.

Философам казалось, что их предки точно так же могли мыслить, как и они, только почему-то не делали этого, а если делали, то не так, как надо; именно так философы относились к тому, что им казалось мышлением, точнее, недомышлением, неудачным или неточным, художественным и пр. мышлением – к мифу.

Философам не приходило в голову, что мифы – это вообще не мышление и даже не попытка мышления, что прежний, древний человек не мог мыслить просто в силу своего устройства, а если и мыслил, то совершенно на других основаниях. Философы видели человека статичным, данным от века, не меняющимся, можно сказать, постепенно просыпающимся.

Очень заметную роль в таком представлении о человеке сыграла религия, но здесь я буду рассматривать исключительно философию вне каких-либо влияний на неё религии, политики, науки и пр.

Итак, философия видела человека статичным, уже имеющим полный набор своих способностей, которые он постепенно осваивает; движение, питание и др. он уже освоил, теперь настал черёд мышления, развития человеком своей последней по времени и высшей по рангу способности – разумности.

Как бы это ни казалось невозможным, но всё происходило именно так, великие умы человечества, начиная от древних греков и заканчивая современными философами, такими, как Гуссерль или Хайдеггер, исходили в своих исследованиях из вполне простых и кажущихся совершенно очевидными представлений. Один из читателей моих размышлений отозвался, что «энто технология меняется, а современный человек ничем не отличается от древнего». Точно так же мне ответил бы любой из философов, но, разумеется, при этом он что-нибудь непременно добавил по типу бёрновской игры «да, но…»; например, уже процитированный мною читатель добавил букву «н» в слово это, полагая при этом, что это улучшает, делает особенным его стиль, но в этом «да, но…» опытный наблюдатель сразу видит попытку человека избежать прямого столкновения с опасным для него представлением посредством игры в представления.

То есть живое – а именно это чувство опасности и является в данном случае самым живым переживанием человека, стравливается, отыгрывается безопасным представлением, например, игрой слов. То есть живое переживание воспринимается современным человеком как нежелательное и блокируется.

Итак, человек статичен и неизменен в своей природе, он меняется только в степени овладения ею – таково базовое представление и философии, и человека, не имеющего к ней никакого отношения; я всё время буду показывать соответствие философии и простого типичного человека, как бы это ни было оскорбительно для кого бы то ни было; в этом отношении Кант не отличается от моего соседа по лестничной клетке, которого другая моя соседка помещает между скунсом и свиньёй.

Человек развился настолько, что настало время освоения мышления, и появилась философия и науки – таково следующее базовое представление и философии, и человека; некоторые считали, что религия подготовила почву для философии, морально подняв человека от варварства к единобожию, вариантов предлагалось много, но их все объединяет простое – пришло время человеку стать разумным, и он им стал.

Доказывать это не имеет смысла, так как это очевидно и не требует доказательства; ещё раз повторю, что на такую формулировку прямо никто из уважающих себя философов, а не уважающих себя философов я ещё не встречал, не согласится, но это не имеет значения, так как любая из существующих философий построена именно на таких простых представлениях, которые вполне соответствуют представлениям так называемой толпы.

Следующим очевидным представлением философии является представление о человеке как отдельном существе, существующим в качестве такового среди других отдельных существ в данном мире. "Что здесь ещё доказывать?" – спросит обыватель и будет прав, так как сотни способов обоснования этого представления никак само это представление не затрагивают: от того, что это представление будет доказано тысячью различных способов, само это представление останется точно таким же, в мире ничего не изменится от появления очередного доказательства, вот на что совершенно не обращается при этом внимания, какой вообще в философии смысл, если от её действий ничего не меняется, правда, может быть, я не учитываю изменений в форме перераспределения должностей на какой-то кафедре?

Идём дальше, такое унижение философии мне ещё не приходилось наблюдать и даже сопровождать, но взялся, будь дюж.

Человек как отдельное разумное существо различными способами взаимодействует с данным миром, одним из таких способов взаимодействия является познание, извлечение или построение знаний о данном мире и самом человеке как отдельном существе – таково следующее основополагающее представление и философии, и человека.

Что может быть очевиднее – вот человек, вот мир, вот человек познаёт мир, например, протягивая руку к огню, человек чувствует тепло, он познаёт, или узнаёт, или чувствует, или переживает, или осознаёт и пр., что мир имеет качество теплоты, или что мир осознаётся как тёплый и т.д., и т.д. Снова множество возможных интерпретаций этого простого базового представления никак не меняет существо самого представления, как бы философы не изощрялись в попытках убедительного доказательства, само это представление остаётся неизменным.

Человек может ошибаться в познании, как чувственном, так и разумном – следующее базовое представление, в котором философия и человек вполне согласны друг с другом. Только абсолютно ленивый или отчаянный гуманист не пробовали показывать всем желающим, как эти самые желающие подвергаются обману жизни-фокусника, которая «ломает» руку, опущенную в воду и пр.

Несмотря на то, что познание может ошибаться, всё же оно раскрывает устройство мира, о чём свидетельствуют успехи науки, развитие технологии и пр., и здесь единство философии и простого человека ещё достаточно крепко, большинство людей не сомневаются в успешности и достоверности познания.

Я мог бы продолжить это перечисление базовых представлений современного человека и философии, но это только удлинило бы это небольшое размышление и, пожалуй, уменьшило то удивление, которое возникло во мне по его ходу, показывая мне, что мудрость не в мудрёности.

Я спрашиваю: что же лежит в основании всех этих представлений?, и получаю простой, но совершенно точный ответ – основанием всех представлений является живой непосредственный опыт человека. Для предметного человека живым, непосредственным, достоверным, не требующим никаких доказательств и пр. является его предметный опыт, то есть опыт существования в качестве отдельного индивидуума в данном предметном мире.

То есть современный человек до сих пор и по преимуществу живёт как предметный человек, сужая свою целостность до пределов предметного внимания; в соответствии с этим он и мыслит как предметный человек, то есть предметно, наглядно, натурально, и, пока он находится в предметном внимании, будет продолжать мыслить именно так.

Соответственно, как бы ни кичилась философия своей особенностью, своим благородством, своим отличием от обывателей, «быдла» и пр., она сама не только сидит на плечах обывателя, но и всеми своими силами оправдывает его как обывателя, то есть является «философией обывательней обывателя».

Друзья, если кто-то втирает вам о чём-то высшем, благородном, неземном и пр., то его задница уже заняла удобное кресло, не верьте ей, доверяйте только себе, что бы вам ни говорили, единственное, что у вас есть – это вы сами, всё остальное только питается вашим живым опытом, вашей жизнью.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я