сегодня: 27/05/2018 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 04/05/2009

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Лаборатория слова

Литературный «блог»

Сергей Каревский (04/05/09)

Были книги, которые чем-то заканчивались.

Наступило время книг, в которых всё только начинается.

В литературе, как и в целом по искусству, соблюдение формальных конструкций передачи образа с учётом психологии восприятия не менее важно, чем содержание. Стоит пересказать стихи Пушкина, переставив слова местами, превратив их в прозу, как показавшийся горизонт полноты смыслов исчезает за пеленой обыденности обычных слов. Играющий рифмами на гранях строки вдохновенный свет прояснения ума рассеивается. Словно хрустальный бокал, бывший только что в наших руках, падает и разбивается в дребезги, а наполнявшее его драгоценное вино уходит в грешную землю. Также и прозаическое произведение (в отличие от вольного пересказа) обладает внутренней рифмой, завораживает алгоритмами сюжетных ходов благодаря законам композиции. Слова так созвучны друг с другом, что и без аллегорий раскрывают свою музыкальную сущность. Музыка и инструмент неразрывно связаны в музыканте, в его онтологии мышления, и эта связь обязательна, у гения она должна быть абсолютной. Профессия музыканта в том и состоит, что своим умением, знанием и талантом он соединяет эти три вещи, в уме несоединимые. Профессия литератора не менее обязывает.

Мнение о «блогах» часть образованной публики начинает выражать с эмоциональной типовой посылки: «Ябыл сегодня в Интернете. Читал блог такого-то. Какой ужас!» – и далее рефлектирует в границах темы – как русский язык стал доступен всем и каждому и как от этого плохо русскому языку. Это рефлексивный вирус, что время от времени прокатывает эпидемией по всей территории мышления и выходит далеко за рамки рассуждений о месте «блогов» в нашей культуре. Что же касательно письменности, то стоит напомнить: плохо пишут и в форме романа, в форме повести, в форме традиционной книги. И что могло бы опровергнуть мнение критически настроенных господ литераторов, плохие романы продолжают сегодня писать с не меньшим успехом. Поэтому считать, что в Интернет произошёл массовый отток графоманов, и они как-то там культивируются средой обитания, было бы надуманным преувеличением. «Традиционалисты» Маринина, Донцова – уже стали для нашего времени именами нарицательными. Имени нарицательного «блоггера» ещё не сложилось. Возможно, что Ницше был прав, когда говорил, что всеобщее образование надолго испортит не только мышление, но и саму мысль. Но что позволено неистовому иррационалисту Ницше – не позволено «быкам». И наше право, под улюлюканье блюдущих традиций, повсеместно пестовать выправление мысли. «Блог», как более открытое средство общения со своим читателем, чем книга, представляется для этой работы и самым подходящим объектом реализации литературной вольности и недостающим субъектом для анализа.

«Блог» ещё не успел раскрыться как новая литературная форма. Он заполняется стихами, прозой, разнокалиберными заметками – он лишь средство для мгновенной публикации. Его можно использовать в качестве терапии, и его беспрерывное ведение (какое удачное двойное слово) может быть результатом психологического заболевания. Не будем забывать, что понятие «графомания» обозначено в некоторых специализированных словарях как помешательство. В любом случае, значение предшествуют форме. По Шиллеру «ощущение у меня вначале является без определённого и ясного предмета; таковой образуется лишь впоследствии. Некоторый музыкальный строй души предваряет всё, и лишь за ним следует у меня поэтическая идея». Тоже и задумав писать роман, писатель прежде узнаёт в этой форме прозвучавшую в его душе идею. «Вы сказали: "Я хочу написать большой роман с любовью, с героиней – как Бальзак". И я подумала: "Как хорошо. Как точно. Как вне самолюбия. – Поэт"» (из письма Цветаевой – Пастернаку). Думаю, что таковая последовательность процесса касается и всех прочих литературных форм.

Безусловно, что в отличие от «блогов», имеющих место быть продуктом прогрессивных технологий, все литературные формы до этого были найдены исключительно самими литераторами. А что такое «блог», который появился благодаря «компьютерным сетям»? Ведь никогда массово не приходило в голову запихивать литературное произведение в форму телеграммы, например? А уж тем более издавать их массовым тиражом под литературной обложкой: например, «Телеграмма – драма» или «Телеграммы от дамы». Литература всегда умела держать себя в отношениях с жизнью на определённом расстоянии, в собственно культивируемых рамках, чем была горда и прекрасна.

Однако история «блогов» берёт своё начало не только от языка программирования. Такой взгляд был бы неполным и, безусловно, дилетантским, как в анекдоте про Бен-Ладена, который смотрит на Пизанскую башню. Тем более что и форма «дневника» (значение родственное понятию «блог») тоже может быть литературной – например, «Дневник писателя» Фёдора Достоевского. И тут видится совсем другая история…

«Мы получили домашнюю газету от здешнего первого министра, где, между прочим, и мы были приглашены к нему на вечер. Надобно тебе знать, что во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства, издаются подобные газеты; ими заменяется обыкновенная переписка… Обязанность издавать такой журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на столового дворецкого. Это делается очень просто: каждый раз, получив приказание от хозяев, он записывает всё ему сказанное, потом в камеру-обскуру снимает нужное число экземпляров и рассылает их по знакомым. В этой газете помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения, когда же бывает зов на обед, то и le menu. Сверх того, для сношений в непредвиденном случае между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом».

Это отрывок из незаконченного утопического романа «4338-й год» Владимира Фёдоровича Одоевского, датируемый 1837 годом. То есть, что сегодня мы воспринимаем в форме «блога», было психологически обусловлено развитием человеческого самосознания. Что и предвидел писатель, философ Одоевский.

А вот ещё цитата из рассказа Александра Богданова «Праздник бессмертия», опубликованного в 1914 году… «Спектротелефон каждой виллы соединял квартиры с театрами, газетными бюро и общественными учреждениями. Каждый у себя дома мог свободно наслаждаться пением артистов, видеть на зеркальном экране сцену, выслушивать речи ораторов, беседовать со знакомыми».

А сколько литературной радости принесли «блоги» Василия Розанова «Опавшие листья»?

Даже символизм «блоггера», «пользователя» был заранее придуман некоторыми творческими личностями. «Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, – нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки, именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос» (Владимир Набоков в интервью Олдену Уитмену, 1969 года ).

Будучи активным участником игры нашего самосознания «блог» формально открывает и перед литераторами новые возможности, которые исчисляются не только коммуникативными особенностями моментальной публикации и прочее, прочее. Ещё точнее, он интересен для литераторов не только этим. Одна из таких особенностей, которая мне кажется значительной, это когда окончание произведения соотносится регламентом публикации с началом нашего чтения. Вернее, последняя заметка, запись, глава… что угодно. И тогда получается, что таковая не может прозвучать как финал, завершающий аккорд чего-либо. То есть, это возможно в представлениях автора, но не является таковым для читателя. По аналогии с книгой, как если бы книги приходилось читать с конца. В этом можно было бы усмотреть лишь формальный «жест» постмодернизма и даже неудобство для традиционного автора, если бы… Если бы это не было так похоже на ту реальность, на которую всё ещё играючи претендует и всякое литературное произведение. Ведь таково условие и нашего восприятия, общения с самой жизнью, когда мы смотрим из последнего настоящего во все стороны продолжительности некоего непрерывного письма. Удивительное совпадение, рождающее в душе подлинного литератора воспоминание о подходящих под эту форму идеях.

Можно ли говорить о «блогах», как о новой литературной форме? Станет ли таковая предметом возможных литературных проекций? Когда появилась первая печатная книга, это на просто ускорило развитие цивилизации, это качественно изменило сознание. «Блог» – это не только новая литературная форма – это новая культурная эпоха.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я
Warning: Use of uninitialized value in split at backoffice/lib/PSP/Page.pm line 251.