сегодня: 15/10/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 20/04/2009

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Искусство

Тарас Бульба – символ национальной идеи?
(размышление после кинопремьеры)

Борис Подопригора (20/04/09)

Даже классик не предугадает, какой стороной в какое время обернется его творение. Потому что классиком становятся тогда, когда потомки находят в его творчестве черты бессмертия. Считал ли Николай Васильевич своего Тараса героем из прошлого или будущего? – вопрос дискуссионный. В нашем же случае классик эпически повествует о Времени, еще более удаленном от нас, чем от него. Поэтому смысл обращения к потомкам также остается на совести ныне здравствующих, а не «праотцов». Еще сложнее, когда один классик берется за интерпретацию другого. Самостоятельная жизнь эпоса приводит к новому жанру даже его интерпретатора. Например, хеппинингу в живую. Иначе как вы назовете распродажу томиков «Мастера и Маргариты» в поездах-электричках. Распродажу лоточниками, которым до и после известного телепоказа ничто, кроме напитков-чипсов, доход не приносило?

Кадр из фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба»

Гоголевский «Тарас» в интерпретации Бортко уже поэтому обречен на оценочную разноголосицу. Исходя из презумпции зрительской правоты, допустим, что режиссер, как гражданин своей страны, решил ей преподать азбуку исторической памяти. О том, что быть русским не значит непременно выигрывать, но значит верить в свою правоту. Без этой веры ни себя, ни других не победишь. По недавней и предельно самокритичной ноте это созвучно настроению майкопской бригады, погибавшей у грозненского вокзала в новогоднем бою 1994-го: «Пусть она и не права, но это – наша Родина». В восприятии поколений, помнящих свое родство, – это мотивационная безальтернативность русской военной песни – ведь песня и эпос – понятия однокоренные. Вспомним лихой казачий присвист запевал атаманов Бекетова и Хабарова, генералов Ермолова и Кауфмана. Без них бы не «летели наземь самураи под напором стали и огня» и не было бы «впереди страны Болгарии, позади реки Дунай». А потом и не отплясывали бы «рьяно два безусых капитана, два танкиста из Баглана на залатанной броне» 40-й армии нашего Афгана. Это не ностальгия по царьградскому щиту, тем более – не разухабистые прибаутки про «кризисное сокращение штатов, начиная с Калифорнии».

Но представления о будущем (сиречь национальная идея) – размыты без тарасова «погулять». Тогда ценой варшавской (сейчас попросту – геополитической) расплаты. Сегодня способностью, подсказанной другим классиком: «дело делать, господа, дело». Тем более что отвага без ума – это бешенство. «Погулять» не против гоголевской Польши. Хотя некоторые из ее подданных по сей день доказывают, что у России как не было 500 лет назад шансов на существование, так и нет теперь. Что же тут поделаешь, если из 5 известных «телетанкистов» кому-то симпатичнее почти бортковский Шарик? «Погулять» не на «туретчину» – духовные потомки тогдашних янычар наделены, надеемся, не меньшим, чем мы здравомыслием, во всяком случае – чувством юмора. И уж тем более «погулять» не на «жидову», помимо прочих, представленную на земле обетованной добрым десятком Героев Советского Союза. Тех, что 9 мая дружно поют про Сталина, «отдавшего приказ артиллеристам». «Погулять» как Демидов с Путиловым. Как Королев с Гагариным.

Важнее, впрочем, другое. Россия хочет выйти из геополитической подтанцовки, стать самой собой. Не в подвластном женском роде, а в тарасовом определенно-личном «мы – русские», битые, но живые, поэтому не сдающиеся. Не империя с Невским проспектом посреди забытых Богом окраин. Не сорочинская ярмарка, торгующая «элитным» секонд-хэндом. А страна осмысленно дерзкая, не боящаяся ничего, кроме страха. Разделяющая романтический диапазон единственно на Женское и Космическое. Называющая любовное томление Андрия весельем геополитически убогих. Страна, так трудно ищущая подтверждение суворовской правоты – «Мы – русские. Какой восторг!»

Ни Гоголь, ни Бортко «не виноваты» в том, что 200-летие Николая Васильевича пришлось на украинское политическое лихолетье. И если Гоголь объединил Сечью наших предков, то и сегодня это единство должно быть нерасторжимо. Пока мы вместе – «нет такой силы, которая бы пересилила русскую силу». Не это ли послание классика сегодня как никогда востребовано геополитической ситуацией? Ибо никто не доказал преимущественную долговечность пусть и гибких, но разрозненных прутьев.

Повесть, фильм и время одинаково утверждают приоритет Страстности перед страстями, Воли над рефлексией, Верности перед соблазном, Стратегии Духа перед сухим «материалистическим» менеджментом. Отражение этих максим в фильме не всегда органично для нашей сегодняшней культуры. Но размах Дела зависит прежде всего от энергетики Слова, запоминающегося в том числе пафосом. Сегодня, когда у нас мало мобилизующих идей и героев, да поможет нам классика Николая Гоголя и гражданская определенность Владимира Бортко!

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я