сегодня: 22/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 05/03/2009

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Пантомима о сумасшедшем доме

О книге прозы Уники Цюрн «Темная весна»

Анатолий Рясов (05/03/09)

Проза Уники Цюрн оказывается не менее интересной, чем ее поэзия и живопись. Хотя, по сути, – все это разные составляющие единого универсума. Блестяще переведенный на русский язык сборник «Темная весна» _ 1 составили повесть «Жасминовый человек» и несколько рассказов-эссе, объединенных темой путешествия в безумие и суицид.

Образ жасминового человека с инициалами H.M. многослоен, это и литературная аллюзия на Германа Мелвилла (Herman Melville), и отсылка к картинке из детства, но одновременно – и более поздний биографический мотив, связанный с фигурой поэта и художника Анри Мишо (Henri Michaux), с которым Уника познакомилась в околосюрреалистких кругах. В конечном итоге жасминовый человечек оказывается амбивалентным символом безумия – спасительного и разрушительного.

Поначалу текст кажется бессистемным нагромождением сюрреалистических образов, случайных (?), как смысл, рождаемый анаграммами, которыми увлекается героиня-рассказчица. Но ближе к середине, к моменту ее попадания в психиатрическую лечебницу описание становится все более жутким и однозначным. Героиня постоянно балансирует между трагическими противоположностями в своем диссонансном восприятии безумия, которое попеременно то предстает как притягательная игра, то оборачивается жуткой пустотой. И потому восклицание «Как будто в сумасшествии можно найти счастье!» (с. 116) легко может смениться риторическим вопросом «Зачем мне счастье, когда я так удобно устроилась в несчастье?» (с. 157). И чем дальше погружаешься в текст, тем яснее становится, что грань между детскими видениями и ощущением пустоты предельно тонка, если вообще можно вести речь о ее существовании. В каждый момент эта притягательная игра находится под угрозой обернуться своей противоположностью – страданием и смертью. Однако примечательно, что в усугублении этого ощущения героини особенно преуспевают врачи.

Немногие описания психбольницы вызывают ошеломляющие эмоции. Если вспомнить классические произведения на эту тему («Палату №6» или «Полет над гнездом кукушки»), то стоит отметить, что их отличает экстравертивный, описательный подход, а у Цюрн мы имеем дело с интровертивными заметками, а чередование первого и третьего лица в повествовании значительно усугубляет ощущение помешательства. «Когда ей показывают картину, на которой женщина на мосту, перегнувшись через перилла, вглядывается в темную воду, она не говорит, что женщина хочет прыгнуть в реку и утопиться. Такие «ловушки», которые подсказывают ответ, легко распознать. Врач тут же записал бы в ее дело, что она думает о самоубийстве. Так что она говорит, краснея: «Женщина ждет, когда приплывет лодка. В лодке ее муж, рыбак, она ждет его к ужину». Врачи очень довольны таким хорошим, жизнеутверждающим ответом» (с. 70). «Уже в детстве я расщепляюсь на две половины… Насколько я понимаю, во мне недостаточно мужчины и недостаточно женщины, но хватает ровно настолько, чтобы мешало жить» (с. 158-160) «Костюм Арлекина – такой костюм подошел бы для душераздирающей пантомимы о сумасшедшем доме» (с. 99).

Но при этом текст переполнен и весьма точными с описательной точки зрения замечаниями и диалогами: «Здесь царит горячечное напряжение – все судорожно пытаются казаться здоровыми. Чтобы считаться здоровым, надо изображать активность: смеяться, танцевать, играть в карты, помогать убираться в палатах, полировать линолеум и мыть посуду. Тогда можно выбраться из этого дома» (с. 63); «Я дежурила в ту ночь, когда вы пытались убить себя. Если бы вы умерли, меня бы посадили в тюрьму. Вы имеете дело с порядочными людьми! Порядочные люди не убивают себя, поняли?!» (с. 73). Желанием покончить с собой, судя по всему, Цюрн была одержима с детства, и надо признать, что существует существенная разница в восприятии текстов, лишь повествующих о самоубийстве, и текстов, авторы которых последовали за героями и в действительности покончили с собой.

Уника Цюрн (1916-1970)

Героиня неоднократно высказывает мысль, что счастье в безумии, столь похожем на «бессмертные поля охоты ее детской души» (с. 85) нарушается, прежде всего, усиливающимся диссонансом со внешним миром. Она даже не испытывает ощутимого ужаса при галлюцинациях, а реакции обычных сумасшедших на галлюцинации считает банальными и примитивными, даже настаивает на этом противопоставлении собственного безумия их «бытовому», «обывательскому» сумасшествию, никогда не имеющему отношения к метафизическим проблемам и поиску истины.

Но какому врачу придет в голову классифицировать бред на обыденный и эстетский? Собственно, главное, что уничтожает героиню, – это медицинские методы борьбы с ее безумием. В точности, как в исследованиях Мишеля Фуко, конвульсии оказываются бессознательным способом сопротивления репрессивной действительности. «Галлюцинации – это единственное, ради чего стоит быть сумасшедшей, но в борьбе медикаментов с галлюцинациями медикаменты сразу побеждают... Ей назначают разные лекарства – в конце концов, ей прописывают медикамент, от которого у нее начинаются судороги и все мышцы сводит паралич... Врачи, проведя обследование и узнав, что медикамент вызывал у нее паралич, вполне довольны. Она начинает их ненавидеть» (с. 104). Главное, что ужасает героиню в психиатрической лечебнице, – это отсутствие в лицах окружающих людей даже проблеска мысли: «Человек, переставший думать! Как ужасно, она ведь и правда разучилась думать. Тупик. Дальше идти некуда» (с. 79-80).

_________________________________________________________

Примечания

1. Цюрн У. Темная весна. Тверь. Митин журнал. 2006.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я