сегодня: 22/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 03/02/2009

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Вневременное в повседневном. О стихах Чарльза Буковски

Анатолий Рясов (03/02/09)

На русском языке стихи Чарльза Буковски в основном издавались как своего рода приписка к романам и малой прозе: обычно ими заполнялось пространство последних страниц книг прозы. Исключение составил только сборник стихов и писем «Блюющая дама» _ 1. Внешне примитивные, стихотворения Буковски оказываются сложнее для восприятия, чем его проза, и именно поэтому Буковски-поэт менее популярен. Издание второго объемного сборника его стихов – «Вспышка молнии за горой» _ 2, наконец, позволяет взглянуть на поэзию Буковски как на самостоятельный универсум, имеющий ряд несомненных стилистических и тематических отличий от его прозы, разглядеть которые не могут помешать ни погрешности перевода, ни полное отсутствие комментариев.

Стихи – это то, что случается, 
Если больше 
Ничего случиться не может _ 3.

Обрывочные, как будто еще не законченные, похожие на наброски, напоминающие подстрочный перевод (и потому сложные для перевода), стихи Буковски оказываются многослойнее его прозы, во всяком случае, они более «неприступны» и менее однозначны. И дело здесь, прежде всего, в самой художественной форме: вряд ли можно считать верным мнение об условности ритма этих строф и возможности безболезненного превращения лишенных рифмы строк в прозу. Нет, именно в этой форме скупые и однотипные сюжеты, остававшиеся в прозе лишь талантливой хроникой повседневности, становятся бездонным потоком сознания. Нетерпеливый читатель, залпом глотавший романы и рассказы, легко может споткнуться об эту «неправильность» формы. Тем более что в стихах Буковски куда меньше юмора, чем в прозе, здесь открываются трагичность существования, одиночество, тихая меланхолия:

глаза его смотрят сквозь стены 
стены человечества.
хорошо смотреть на фото 
Селина, 
когда дела твои 
дрянь _ 4

Упрямый, язвительный юмор не исчезает полностью, стихи изобилуют замечаниями вроде

Зачем убивать столько рождественских елей, 
чтоб отметить один-единственный день рождения? _ 5 

Однако меланхолический акцент проявляется здесь более явно. И дело даже не в тематике, хотя после шестидесяти лет Буковски действительно начал больше писать о больницах, болезнях и стариках.

Я теперь улыбаюсь редко. Цепляюсь 
За дрожащие белые стены.
Я уже вижу финиш _ 6.

Философия, которая в прозе Буковски мелькает двадцать пятым кадром, в стихах оказывается обнажена. Десятки сценок бытовой жизни, внешне мало отличающихся от сюжетных эпизодов рассказов и романов, в пространстве стихов выстраиваются в куда более мрачную картину.

Уже не вернуться, дороги вперед нет, мы, 
Беспомощные, гвоздями прибиты
К миру,
Который
Создали сами _ 7. 

Горят города.
Их отстроят – чтоб после 
Сжечь снова _ 8.

Буковски обладает талантом изображать вневременное в сиюминутном, и, возможно, форма стихотворения оказывается более подходящей для этой задачи, чем форма романа. Сюжеты Буковски в стихах оказываются менее предсказуемыми, чем в прозе, особенно ранней – пусть и не лишенной колорита, но сопоставимой с первыми опытами соотечественников – Миллера, Берроуза, Керуака (и все же в эстетическом плане стоящей далеко от их предшественника и кумира – Луи Фердинанда Селина). В стихах же у Буковски присутствует тот трагический пафос, который рождает желание перечитывать эти тексты.

Слова – как мины,
Заложенные на страницах,
Как пальцы, нащупывающие подходы
К немыслимой горной выси _ 9.

__________________________________________________________

Примечания

1. Буковски Ч. Блюющая дама. М., Adaptec / T-ough Press, 2001.

2. Буковски Ч. Вспышка молнии за горой. М., АСТ, 2008.

3. Буковски Ч. Писать. // Вспышка молнии за горой. М., АСТ, 2008, с. 266.

4. Буковски Ч. Собеседник. // Почтовое отделение. СПб, овое культурное пространство, 1998 с. 205.

5. Буковски Ч. Вспышка молнии за горой. М., АСТ, 2008, с. 261.

6. Буковски Ч. Ползком. // Вспышка молнии за горой. М., АСТ, 2008, с. 190.

7. Буковски Ч. Распятие. // Вспышка молнии за горой. М., АСТ, 2008, с. 190

8. Буковски Ч. Сердце в клетке. // Вспышка молнии за горой. М., АСТ, 2008, с. 190

9. Буковски Ч. Записки. // Вспышка молнии за горой. М., АСТ, 2008, с. 190

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я