сегодня: 18/06/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 19/12/2008

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Онтологические прогулки

Современный человек

Малек Яфаров (19/12/08)

Начало

Глава 2.Современный человек как индивидуум

1. Человек и общественные структуры.

Современное общественное устройство берёт своё начало в античности, а именно: фундаментом, исходной точкой развития современного общества является античный город-государство, полис, объединение свободных граждан, в личном взаимодействии друг с другом устанавливающих и контролирующих общественные законы.

Однако уже Платон отмечал, что в полисе может быть только определенное количество очагов, то есть количество граждан имеет значение, так как при превышении этого возможного для полиса количества граждан он теряет свои существенные свойства. Что и произошло в новое время. Граждане перестали лично и непосредственно участвовать в формировании общественной жизни, передавая свои права на деятельность определенным общественным институтам (организациям).

То есть в новое время граждан как свободных агентов общественного пространства (агоры) сменяют «свободные» (независимые друг от друга) общественные институты: законодательная, исполнительная власть, суд.

В новейшее время в связи с колоссальным увеличением количества людей и усложнением общественных (государственных) систем общественно формирующая активность граждан сошла практически на нет, а к значимым «игрокам» социума добавились средства массовой информации, начиная с прессы и заканчивая интернетом.

Современное общество представляет собой структурированное, фрагментированное, иерархичное образование, состоящее из многообразия разнородных элементов, находящихся в сложных, разноуровневых, опосредованных отношениях. Отдельный человек не имеет никакой возможности принципиально воздействовать на функционирование и развитие не только общественного устройства в целом, но и его отдельных структур (институтов).

В новейшее время, то есть сейчас, общественное значение отдельного индивидуума снизилось до минимальной во всей истории человечества величины.

В связи с изменившимся соотношением между функционированием общества и действием отдельного человека индивидуум потерял возможность непосредственного свободного действия. Общественные институты разрослись до размеров, в сравнении с которыми индивидуум стал бесконечно уменьшающейся единицей. Единственной альтернативой общественному институту становится не воля человека, а другой институт. Общественное функционирование усложняется: непосредственное волеизъявление свободных граждан (античность, возрождение) сменяется выражением воли через общественный институт (новое время), которое, в свою очередь, сменяется взаимодействием институтов (новейшее время).

Единое поле взаимодействия свободных превратилось в многоуровневое, полиструктурное, иерархичное поле, по которому разбросаны неминуемо разрозненные действия несоизмеримо большего количества людей.

Таким образом, современный человек практически только «наблюдает» за тем, что происходит в обществе: принимаются законы, формируются правительства, , выдвигаются кандидаты и пр., но никак не влияет на происходящее. Как герой Кафки, он не может отследить те механизмы, которые работают в обществе, не может их понять; жизнь общества для него – полностью закрытый процесс, вещь в себе и для себя. Современный человек дезориентирован, не имеет критериев, точек отсчета, исходящих из понимания природы происходящего, поэтому в этом отношении его основное состояние – страх быть исключенным из общества, оказаться на обочине из-за неадекватного поведения.

Основной задачей человека становится не развитие себя как осознающего, а адаптация, «возвращение» в общество, но не на основе свободного волеизъявления, ежедневного осознанного воссоздания и поддерживания общественных законов, как в античном полисе, а на основе улавливания и воспроизводства определенных матриц поведения, являющихся «правильными», соответствующими скрытым и по большей части не декларируемым законам общественной жизни.

По преимуществу это матрицы выживания в данной общественной среде, матрицы «лояльности», приспособления. То есть целостное развитие человека в общественной жизни возможно только в условиях осознанного, контролируемого взаимодействия его с обществом и другими людьми, тогда, когда законы действия человека являются одновременно декларируемыми в этом обществе, конституционными законами.

Однако в современном обществе (в большинстве ведущих мировых государств) конституционные законы общественной жизни не совпадают с теми, которые действительно определяют общественную жизнь. Соответственно, человек вынуждается самой общественной ситуацией к адаптации, приспособлению качеств своей личности к наличным условиям, к выделению одних качеств и способностей за счет других, то есть развитие человека как общественного существа носит фрагментированный, нецелостный характер. Характер этой фрагментации зависит от особенностей общественного устройства конкретного государства, но её суть заключается в «естественном» общественном отборе: наиболее подходящими обществу становятся не целостно развитые личности, а «люди выживания», люди, которые принимают наличное общество как таковое, не соотнося его с матрицами осознания, люди, которые в силу этого действуют на минимуме осознания.

Более того, осознание становится в такой ситуации препятствием к успешной адаптации, а осознающая личность – «нежелательным», так как несёт в себе осознание другой общественной жизни.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я