сегодня: 22/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 17/11/2008

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Каминный зал, или поэтический вечер начала третьего тысячелетия

Владимир Гуга (17/11/08)

То, что происходило вечером 25 октября 2008 года в Каминном зале ЦДРИ можно без большого натяга назвать «одной из сцен русского поэтического Ренессанса, после долгого безвременья». И дело здесь не только в качестве стихов шестой книги московского поэта Сергея Геворкяна, прочитанных им со сцены. (Кстати, в антракте-перекуре вечера неоднократно озвучивалось мнение, что де у Гевора довольно много «проходных» стихов, обрамляющих «стопроцентные хиты»). Нет, дело не в уровне поэтического дарования Геворкяна. Точнее, не только в нем. И совсем не хочется развивать эту тему. Хотелось бы обратить внимание на другое: во-первых, на публику, состоящую из совершенно разных по возрасту, стилю, положению, взглядам людей, объединенных вниманием к звучащим со сцены слову; во-вторых, на идеальное стилистическое и композиционное построение мероприятия.

Сергей Геворкян

В тот вечер, несмотря на дрожащие от волнения руки чтеца, по волнам созданным его богатым воображением и эрудицией, плыли и московские красавицы, и прихиппованные олдари, и банковского вида «солидолы», и снобы, и «пофигисты». В это трудно поверить, но все слушали, как говорится, затаив дыхание. Причем звучал не стеб, а мрачный, сложно-зашифрованный рассказ о вселенском тупике, куда забрело человечество, похоже, еще до своего появления.

По сути, поэзия Гевора – это циклическая вариативность, наполненная поистине буддистским скепсисом, одной и той же темы – куда не ступит нога человека – везде абсолютное фиаско. Один шаг влево – боль. Шаг вправо – потерянность. Шаг вперед – абсурд. Шаг назад – бред.

Но мир – Никто, и звать его никак,
Он сам – из неудачников матёрых:
Его не воскресят ни сонный мак,
Ни гром, ни вихри яростных атак,
Ни лунный свет, запутавший в шторах

Никто еще не стал самим собой.

Но публика, вовсе не страдала от вынесенных приговоров, а наоборот – охотно поддерживала эти тончайшей огранки бриллианты пессимизма, бурными аплодисментами. Может быть, это аутопсихотерапия? Неважно. Просто Геворкяну иногда удается уводить читателей-слушателей в некие сумрачные, но яркие, дебри, которые и есть его индивидуальный художественный мир.

Однако на презентации книги с вызывающим названием «Я» – он, умышленно или неумышленно, пошел ещё дальше. Место для чтения, как нельзя лучше соответствовало внутреннему и внешнему содержанию стихов. Обстановка Каминного зала, где прозвучали стихи из шестой книги Гевора, является некоей увеличенной копией древней монастырской башни, в которой он одевает иконы в серебряные и медные оклады. (Профессия у Сергея такая – басманщик). Кирпичные высоченные своды, полумрак, изолированность – обстановка радикальной отстраненности. Видя в гробу весь литературный истеблишмент, он сидит в своей башне из «слоновой кости» с полудня до позднего вечера и тихонечко постукивает маленьким молоточком – тук-тук, прибивая крохотными гвоздиками блестящее оформления к святым ликам.

А в завершении вечера, Каминный зал превратился в легендарную «Блинную», неразрывно связанную для нескольких десятков поклонников поэзии и Бахуса с образом поэта Геворкяна. В то время как по традиции Сергей, подписывал свежеотпечатанные экземпляры книги, в зрительном зале возникли классические круглые столы на высоких ножках, и башня из «слоновой кости» моментально превратилась в культовое питейное заведение на Таганке. Только вместо таксистов и ментов, столики окружили ослепительно красивые женщины и неформалы среднего возраста.

Но самая поразительная часть композиции вечера – выступление народного вокального ансамбля. Правда этот элемент, больше касается внутренней стороны перфоманса под названием «Вселенная Геворкяна». К чему эта нелепость? На первый взгляд нет более несовместимых явлений, чем грубые, ироничные вихри скепсиса Геворкяна и духовные песни старообрядцев, исполненные с отрешенным, метафизическим благоговением. Однако – связь очевидна. После того, как лирический герой в очередной раз разбивает себе лоб об стену безысходности, повисает пауза. Она-то и есть намек, кивок, ненавязчивый жест туда, откуда доносится эта запредельная музыка в исполнении народного квинтета. И такой поворот, несмотря на высочайшее мастерство Геворкяна, как искусного глашатая Апокалипсиса, дарит надежду.

И это всё – вот эти пажити,
Где только морды – на виду?
Но есть еще иконы – скажете,
Есть Божьи лики – гордо скажете,
И я руками разведу.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я