сегодня: 07/12/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 26/03/2008

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Онтологические прогулки

О духовности

(фрагмент книги «Образы сущего»)

Лев Чиворепла (26/03/08)

Разговор о духовной жизни, с одной стороны, очень важен для нас, с другой – наполнен неясным, неопределенным содержанием, передающим смыслы, которые находятся на вершине смыслового багажа и которым этот багаж постоянно мал. Здесь есть и спорные, и несомненно верные мысли. Ради последних я рискнул озвучить спорное, пытаясь ответить на вопросы:

Что такое духовность

Ниже дается определение духовности.

Духовность – понятие весьма эфемерное, но очень важное для темы социальных процессов. Есть, например, такое определение: духовность человека определяется ценностями. Чем меньше предпочтений он оказывает материальным ценностям, тем выше духовность. Однако, власть и тщеславие, порой, не нацелены на материальный достаток, но может ли это быть признаком духовности власти и тщеславия?

Иногда явно указывают на важность именно духовных ценностей. Но что это такое? Разве у атеиста нет духовных ценностей? Многие материалисты ведут себя в жизни более праведно, чем те, кто верует в Бога. Предпочтение к умственным занятиям также не является достаточным признаком духовности.

Лично мне все определения, основанные на «образе жизни», не нравятся. Я предпочитаю свое, основанное на понятии «одухотворенность». Конечно, оно тоже имеет недостатки, но считаю его более продуктивным и близким к тому, что хочется выразить.

Одухотворенность – это пребывание индивида в его «рекорде», где он переживает состояние возвышенности всех своих духовных и нравственных сил. Это состояние вдохновения и самого высокого доступного индивиду смысла. Оно может быть не видно со стороны, но хорошо известно ему самому. Оно не зависит ни от религиозности, ни от мировоззрения, не связано напрямую с ценностями и творческими занятиями человека.

У всякого есть свой духовный рекорд. Он знает минуты жизни, за которые ему не стыдно и в которых он был воистину человеком. Однако индивид по большей части находится в состоянии, далеком от своего рекорда. Но когда ему удается вновь там оказаться, – это и называется одухотворенностью. Важен не уровень рекордного смысла, а фактор пребывания в этом состоянии, поэтому и дворник, и епископ могут быть одухотворенными. Пребывание в состоянии рекорда важнее уровня рекорда, ибо сопровождается возвышенным этическим чувством и чревато дальнейшим подъемом. Духовность индивида «измеряется» количеством времени пребывания в состоянии одухотворенности. Духовность, таким образом, – это способность быть в состоянии одухотворенности.

Замечание

Пример. В СССР в последние десятилетия прошлого века бурно расцвело молодежное движение авторской песни (называемое КСП). Совершенно непродуктивно его оценивать с точки зрения качества литературного и музыкального жанра (хотя его продукт, порой, вполне сопоставим с лучшими образцами профессионального творчества). Это типичное проявление феномена духовности в том его понимании, которое описано выше. Духовность важнее профессионализма.

Никто не заставляет нас находиться в состоянии одухотворенности, нельзя сказать, что оно самое лёгкое, или нёсет какую-то выгоду. Но есть духовная жажда разума, жажда Истины, и, наконец, есть стимул высшего смысла существования – Божье Признание.

Духовная деятельность

Духовной, как я уже сказал, является деятельность, осуществляемая в состоянии возвышенных («рекордных» для данного индивида) смыслов, а духовность определяется количеством времени, проводимом в данном состоянии. Эту деятельность мы различаем по признаку участия или неучастия в ней любви. Смыслы вообще, и высшие в том числе, можно принимать и рассматривать разумно, как идеи, не привлекая к ним переживания сердца и совести. Иногда это даже необходимо; например, – врачу, судье. И вообще, профессионализм исключает сопереживание, отвлекающее от работы. Практика показывает, что весьма рискованно хирургу оперировать любимого человека. Любовь мешает обратить смысл в чистую идею.

Действие, осуществляемое в состоянии смыслового «рекорда», есть комментарий высшего (для индивида) смысла. Но без любви, в нем возможно и зло. Поэтому, чтобы отличить злое творчество от доброго, я лишь последнее называю «одухотворенностью».

Духовная деятельность – есть творчество, но не всякое творчество сопряжено с поступком. Поступок – это волевое действие в среде разума, возникающее после внутреннего решения индивида «да будет». Размышления и переживание – еще не поступок. Поступок непременно адресован личности. Буду говорить лишь о добрых поступках, совершаемых в состоянии одухотворенности. А они непременно наполнены любовью.

Духовное внимание

Говоря попросту, это внимание к объекту как продукту любви, к самой любви. Обычное внимание рассматривает объект как носитель идей; индивид – это просто феномен окружающего мира. Духовное внимание видит в нем дитя – воплощенный Замысел родителя, читает историю восхождения и становления духовной личности. Люди – это дети, они любят, и в любви продолжают свое детство. Любовь и переживания разума – главный предмет духовного внимания. Оно обращено не к логике и конструкциям, а к страданию и радости. Оно видит не просто идеи, а отношение к ним.

Перспективы развития социума напрямую связаны с изменением структуры внимания в сторону увеличения доли духовного внимания. Есть важный аспект труда и взаимоотношений людей. Речь идет о свойстве отделимости продукта труда от производителя (например, искусство актера, до появления современных средств записи, можно было отнести к категории неотделяемых продуктов). Человеческий труд обладает свойством взаимообмена, и основные проблемы социальной несправедливости связаны с неравным обменом. Такое возможно лишь при условии, что продукт отделяется от производителя, обретая форму товара, что является неизбежным следствием наличия физической плоти разума, основная функция которой заключается в прямом воздействии на материальный мир.

Неотделяемым продуктом человека остается его внимание. Но, будучи само ресурсом, оно использует в своих интересах материальную деятельность. Последняя является важнейшим инструментом привлечения внимания. Однако этого не происходит, в случае духовного внимания. Духовное внимание – неотделимая сущность.

Итак, два типа внимания имеют различие в цели деятельности. Духовное внимание привлекается добродеянием, которое представляет собой цель деятельности. Обретение же рационального внимания само по себе является целью, подчиняющей деятельность.

Духовность – это защита

Важное и замечательное свойство духовности заключается в том, что она создает невидимый панцирь, защищающий человека от губительных страстей окружающего мира. Одухотворенный человек, как правило, – оптимист, «настигнутый радостью» (выражение К.С. Льюиса). Он спокойнее переносит превратности судьбы, проще воспринимает ситуации, которые другим представляются трагическими. Ему легче идти по жизни – легче болеть, страдать и выживать. Об этом свидетельствуют многие факты из истории существования этих людей в трудных, порой нечеловеческих, условиях. Мир так занят своими заботами и интригами, что он почти не замечает их, потому что они в интригах не участвуют. Им не за что мстить, их не за что ненавидеть, у них нет долгов, и никто им не должен, им нечего делить. Чем меньше мелочных забот, тем ровнее настроение, чище и свободнее любовь. Одухотворенность – наиболее естественное состояние проживания.

Духовный Замысел

Мы не рождаем личности и не имеем замысла, разве что – надежды на большую удачливость потомства. Личность создается Богом. Созидание – акт любовный и гностический. Гностическая суть акта абсолютного созидания заключена в Замысле, обуславливающем уникальность личности.

Вряд ли мы сможем понять содержание Замысла в полной мере, но есть очевидные мотивы, которые играют здесь важную роль. Основной тезис таков: Все, что рождается, должно способствовать мировой гармонии, т.е. укреплению духовной дисциплины, которая суть Любовь – главный инструмент самоорганизации жизни. Это означает, что основой Замысла является приход в мир такой личности, которая в данной среде, в данное время способна укрепить гармонические (любовные) отношения. Новая личность наделяется способностью возлюбить мир, в котором она начинает путь, обратить на него любовь, полученную при рождении.

Энергия любви ограничена и является абсолютным ресурсом, поэтому Замыслом решается подзадача общей задачи оптимизации энергии Мирового Ресурса.

Духовное знание

Я часто говорю о главной тайне – тайне личности. Духовное познание ее – первый шаг в добродеянии. В принципе, то же самое имеет место в рациональном познании личности – мы интересуемся ее лицами. Но узнаем мы не сами лица, собственно, а лишь идеи, к ним прикрепленные, – это идеи поступков личности. Духовное знание может сочетаться с рациональным, но идеи – далеко не главный его предмет. Ибо познать и отразить тайну личности невозможно в понятиях. Лишь любовь постигает ее, даря нам внутреннее проникновение, ощущение раскрытия и понимания. Это познание сердечное, сближающее, роднящее, хоть и не облаченное в слова и формулы. В нем чувственное порождает образное, наполняя невыразимыми деталями и красками.

Тайна личности тесно связана с уникальной ролью ее в гомеостате Дао. Следовательно, это тайна мира. Духовное знание сопровождает смысловой процесс, который восходит к самым общим задачам, делает индивида активным участником мирового этического движения, пребывает в мотивах духовного внимания. Духовное знание – это и есть знание истинной реальности, которая суть реальность этическая. Оно серьезно, содержательно, интеллектуально.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я