сегодня: 25/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 25/03/2008

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Хлопок одной ладони

Дмитрий Бавильский (25/03/08)

У постоянного автора «Топоса» Дана Дорфмана вышла книга критических статей и заметок

Дан Дорфман – чукча-читатель или чукча-писатель? Заложник темперамента, слишком серьезно относящийся к прочитанному. Строитель системы, не приносящей никаких личных дивидендов. Бескорыстие – вот что выводит Дана за скобки официоза, ему и рубля не накопили строчки.

Это важно, ибо обычно писатель (критик) хитрейшее существо, умудряющееся убить сразу двух зайцев – литераторы умудряются обслуживать свои психологические проблемы, откликаясь на внутреннее раздражение, при этом продавая кровавый понос экзистенции, получая за это деньги. Дорфман не служит мамоне, он служит литературе – так, как он ее, литературу, понимает.

Дорфмана много, Дорфман всюду, однако, кажется впервые Дан задумался о том, чтобы собрать заметы своего сердца воедино. Странный шаг, странный, кажется, поступок, ибо книжка эта вырастает из бдений на форумах, из застольных разговоров, из отапливания улицы. Пар загустевает, превращаясь в конденсат, переходит в иное агрегатное состояние, застывает на бумаге.

Я не знаю, зачем это ему нужно: Дан всегда был рабом интерактивности. Подавляющее большинство его размышлений и выкладок рождаются непосредственной реакцией на внешние раздражители. Умозрительные сходки, когда кто во что горазд, отчего нужно быть терпеливым и последовательным – для того, чтобы стать, наконец, узнаваемым.

А теперь бумага. Не только потому что отныне можно схватить за руку, но ещё и оттого, что отклика не существует – прямого отклика, на котором воспитывался долгие-долгие годы. Спор рождается из сопротивления чужому голосу, и Дорфман завзятый полемист, какого поискать. Порой заносит, энергия заблуждения оказывается важнее зерен логики (которая, тем не менее, присутствует) и смысла. Но так в сети, а теперь как? Лететь одним крылом? Мысленно достраивать противную сторону? Звучать хлопком одной ладони…

Неважно о ком пишет Дорфман. Литературные его взгляды и пристрастия кажутся мне второстепенными. Мы прекрасно понимаем, что сборник критических эссе, собранных под этой обложкой, это эксперимент во всех допустимых смыслах. Не буду оценивать его удачу или провал – воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть. Было бы желание и возможность – читать, печатать, доказывать. В конце концов, всех нас ожидает одна и та же ночь – с той стороны реки будет неважна профессионализация, системность, проеденные деньги. Жизнь коротка, а литература длится, продолжается в читателях, когда несущественно, имеют ли они привычку записывать свои впечатления или проглатывают пухлые томы без какой бы то ни было мысли – только бы дочитать.

Сетелитература убивает дистанцию. Во всех смыслах. Она отменяет тщательно выстроенные в миру репутации, меняя понятие профессионализма. Отменяя деньги, сетевая словесность расплевывается с традиционными институциями – авторитет и респектабельность имеют в сети совсем уже иное наполнение. Мало кому дозволено покидать умозрительные пределы – зачастую, вытащенные на берег реальности (материальности) такие тексты, рождённые в сети, теряют многослойную красочность – как та галька, что блестит в воде и тускнеет на пляже; как та туманная медуза, что погибает на прибрежном песке.

Дан Дорфман решился перейти в иную лигу, завязать с собственной литературной неприкаянностью и бомжеванием. Совершенно не представляю, какие незапланированные эффекты возникнут из-за того, что отныне буквы его эмоций более не струятся с той стороны матовой поверхности, но замерли на одном месте и не шевелятся – ведь дебютную рукопись я тоже изучаю в подвешенном и нематериальном виде.

Сейчас она (рукопись? Горсть файлов) представляется мне газовой туманностью, но что случится, когда она придёт к привычному, знающему Дорфмана читателю (чужие здесь не ходят) в виде раз и навсегда остановленного на лету гербария.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я