сегодня: 19/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 02/11/2007

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Не рисуй, Гойя!

Игорь Кецельман (02/11/07)

Милош Форман, Жан-Клод Карьер. Призраки Гойи/ Пер. с фр. Нонны Паниной. – М.: Гелеос, 2007, 416 с.

«Призраки Гойи» написали знаменитый режиссер Милош Форман и не менее знаменитый сценарист Жан-Клод Карьер. Сняли фильм с таким же названием и вскоре после него выпустили книгу. То, что не смогли показать в видеоряде, постарались передать в тексте.

В Испанском королевстве происходит действие их романа. С 1792 по 1814.

Очень странные картины рисовал художник Гойя, на них какие-то великаны, «толстогубые демоны, ведьмы, фигуры с неясными очертаниями, беспокойные, порой пугающие, зачастую отталкивающие».

– Откуда ты их взял? – спрашивали в недоумении люди. – Ведь нет такого.

– Я их вижу, – отвечал художник.

Его глаза словно волшебной мазью натерли, и он смог увидеть

скрытое от других. А за это у него отняли слух. Только шум в ушах, и ни звука. Губы у людей шевелятся…

– Демоны и ведьмы среди нас?

– Это – люди, внутри они такие, – объяснял Франсиско Гойя.

– Все?

– Нет, есть красавицы. Вот одна из них, Инес, я пишу ее портрет. Глаза необычные. Как у ангела.

– Она ведьма, – сказали инквизиторы.

Они тоже видели картины Гойи и ужаснулись: демоны повсюду! Надо спасать людей. Под пытками многие признавались. Призналась и Инес.

– Ей же больно было! – говорил Гойя (когда ещё мог слышать) знакомому инквизитору Лоренсо. – Под пыткой призналась.

– Была б невиновна – не призналась, – ответил Лоренсо. – Бог дал бы ей силу выдержать пытку.

– Ты сам открыл нам демонов. Ты помог.

– Я не доносчик!

– Ты великий художник, Гойя. Спасибо тебе.

А потом пыткам подвергся Лоренсо. И бог не дал ему силы.

– Ты демон, Лоренсо? – спросили его.

– Да.

– У него живые глаза, – убеждал монахов Гойя. – Я рисовал его.

– Он признался, – отвечали ему.

Сотни людей, благодаря его гравюрам, попали в застенки инквизиции. Признавались во всем. Колдуны и демоны. Гойя их разглядел.

– Рисуй еще, – говорили ему признательные инквизиторы. – Для нас рисуй.

И Гойя рисовал. Но картины его больше никто не видел. Лишь через сорок лет после смерти художника они были открыты людям. Когда в Испании не стало инквизиции.

Гойя – не доносчик!

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я