сегодня: 22/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 09/10/2007

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Юность палача

Игорь Кецельман (09/10/07)

Грюсс Готт. Фрейд и Гитлер. – М.: Гелеос, 2007, 320 с.

Вена, 1912 год, здесь уже семь лет живут, бок о бок, знаменитый ученый Зигмунд Фрейд и нищий художник Адольф Гитлер. Что могло быть общего у столь разных людей? Об этом в своем романе рассказывает писатель Грюсс Готт.

О самом авторе книги ничего не известно. Вместо имени – псевдоним. «Грюсс Готт! – Храни Вас Бог!» – так в Баварии приветствуют друг друга. Скорее всего, выходец из СНГ: имя переводчика в тексте не указано. Сразу на русском написал. На нем он, судя по всему, и прочел роман Фейхтвангера «Изгнание», один из героев которого все изумлялся: как такое может быть, чтобы на Земле «одновременно жили Фрейд и Гитлер!» Грюсс Готт пошел дальше: не только одновременно, но и в одном городе жили! В Вене. Бок о бок.

Нет, не встречались. Общие знакомые могли быть. Эту тему и развивает в своем повествовании Грюсс Готт.

Читатель может спросить: а почему именно Фрейда выбрали Лион Фейхтвангер и наш автор? Что, не было других знаменитых людей, живших неподалеку от Гитлера?

Причина, видимо, в теории Фрейда, открывшего в человеке, в его подсознании тёмное начало. У писателей оно ассоциируется с Гитлером. Воплощенное зло.

Итак, Вена, 1912 год. Преуспевающий ученый Зигмунд Фрейд и нищий художник Адольф Гитлер. Не признают его картины, потому и нищий. Носильщиком на вокзале подрабатывает, когда есть нечего. Ручки короткие, тяжело чемоданы таскать. Зимой очень холодно было – в одном пиджачке юный Гитлер ходил. Сосед, венгерский еврей, подарил ему пальто. Согрелся.

Самого Фрейда в романе мы встречаем не так часто. Столько, сколько нужно по сюжету. Вежливый, корректный, и очень закрытый человек. Даже не подумаешь, что он – создатель учения, изменившего мир!

Зато Адольфу Гитлеру автор уделяет немало страниц. «Меня… поражает судьба этого человека, его молниеносное, феерическое продвижение наверх», – пишет он. Грюсс Готт пытается понять внутренний мир Гитлера при помощи теории Фрейда.

У большинства людей тёмное начало спрятано глубоко в бессознательном, и никогда не будет реализовано. Множество барьеров на его пути. А Гитлер намеренно убрал преграды, сдерживающие зло в глубине его подсознания. «Дать полную волю своим мыслям и желаниям» и «Никакой цензуры поведения», – решает он.

Вот его отличие от остальных людей, – считает автор: нет внутренней преграды, того, что мы обычно называем совестью.

– Господи! – воскликнет читатель. – Да мало ли на свете бессовестных людей? Что, они от этого великими стали? Мелкая пакость – их удел.

Но Гитлеру, взамен совести, была дана воля, и ум, позволивший ему сделать открытие: голос одного ничего не значит («Единица – вздор, единица – ноль!» – писал кто-то очень знакомый), а вот голоса десятков тысяч услышат. Массы – как рупор его голоса. Далеко разнесется. Значит, надо ими овладеть. Отныне – долой художество, его цель: массы. Всю волю на это, и ни одного рисунка больше (столько усилий в пустоту!). Не захотели увидеть картины, пусть голос услышат. «Во мне кипит сила воли, способная сокрушить мир», – говорил себе Адольф.

И он сокрушил. Почти.

Волей автора, на пути Гитлера в той же Вене 1912 года встает молодая девушка Ева Гоммерфельд, ещё один персонаж книги. Зловещий сон приснился: «Он не знает совести…»

Будто бы судьбой ей назначено остановить страшное зло, надвигающееся на мир. Адольфа Гитлера.

– Ну и как, остановила?

Взгляните на предыдущий абзац, там, где о силе воли Гитлера,

способной сокрушить мир. «И он сокрушил. Почти». «Почти» – это её заслуга. Юной ученицы Зигмунда Фрейда.

В заключение следует сказать, что произведение Грюсса Готта, рассказывающее о жизни Гитлера, далеко не единственное в своем роде. Множество подобных книг издано в нашей стране в последнее время. В чем же причины подобного изобилия?

Прежде всего, разговоры о русском фашизме; они то затихают, то снова разгораются, проблема-то жива: мигранты! Отличия в языке, одежде, манере поведения, – то, что раздражало Гитлера в евреях и цыганах, сейчас раздражает националистов в выходцах из Средней Азии, Кавказа…

Другая причина – биография Гитлера долго замалчивалась. О нем знали: душегуб, палач, – и все. А как дошел до жизни такой, его путь к власти – ни слова. Умолчание – не лучший способ борьбы с фашизмом, только интерес подогревает. Вот и раскупают теперь книги о Гитлере, заполняют пробелы в образовании. А издательства поспешно печатают новые и новые произведения о нем. Спрос!

А почему собственно Адольф (Адольф Алоизович – ласково зовут его российские нацисты), отчего к нему такой интерес? Мало других фашистов было? Муссолини, например, – интереснейшая личность. Почему о нем почти ничего, а весь интерес к Гитлеру? – Крови на нём много, кровь людей притягивает, как в старину публичная казнь собирала толпы: посмотреть!

Действует то самое «тёмное начало», о котором предупреждал Фрейд.

Мудрый был старик, только мало о нем пишут, гораздо меньше, чем о Гитлере…

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я