сегодня: 16/09/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 30/08/2007

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Жизнь как есть

Возвращение

Олег Павлов (30/08/07)

Монастырь – святое место, святая земля, потому что и строится всё на этой земле не мирской свободой... Святость – источник небесного света здесь, на земле. Она сама по себе чудо. Она в Оптиной, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Дивееве... Но и в Острожье сербском... На болгарской земле в Рыльском и Бачковском монастырях... На Афоне... Паломник – это, по-моему, тот, кто хочет собрать в своей душе всю её красоту. Просишь помощи, молишься – но она сама помощь... Те, кто путешествует по миру, собирают лишь его красоту. Но оскудевает в людях добро, любовь – и всё живое гибнет, самое прекрасное исчезает в забвении. Значит, красота и есть любовь, наша благодарность создателю... Этой благодарностью спасаются в монастырских стенах, казалось бы, лишая себя свободы. Сам же ты, человек мирской, спасаешься тем, что увидел и помнишь... Поэтому я ищу, собираю, как могу, эту красоту. Но только не могу назвать себя в настоящем смысле паломником. Всё начиналось с путешествий, так уж получалось.

На этот раз еду из Москвы поездом в Варшаву... Если бы не пограничная проверка и понимание, что пересекаешь границу – кажется, что не кончается Россия... Те же леса, поля... Говорю это студентам Варшавского университета – и они как-то очень весело смеются.

Это страна святых, художников, воинов – служения... Такая ведь и Россия... Приглашали современного русского писателя – и со студентами, что обучаются филологии, я говорил о значении правды, как понятия, в русской литературе... Тема сама вышла на вопросы веры, о том, когда человек живёт правдой... Молодые люди – но чувствую по напряжённому молчанию, что слушают, и это для них тоже вопросы важные. Труд, долг, благодарность... И ничто не требует свободы – всё как бы не свобода. Ну, разве что труд – он не должен быть рабским, иначе развращает... И сила человека, она же всегда в его духе. Значит, главное, не Свобода, а Дух, то есть вера в нас, в людях.

Я люблю Средневековье, этим тянуло меня в Польшу – в улочки старых мест Кракова, Гданьска... А когда бродил по залам в национальном музее живописи, где потрясающая средневековая коллекция собрана, то главное, что хотел увидеть – лица людей Средневековья... Там нет смеющихся среди тысяч и тысяч – вот загадка. Серьёзность, собранность, сосредоточенность раздумий и чувств даже на фоне уродства, даже из темноты... Мы не можем увидеть таких же русских лиц... Но не они ли смотрят на нас с древнерусских икон и фресок, ведь их и видели перед собой Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий? И я вдруг понял, что же так важно для меня во всём этом – я вижу в лицах людей страх Божий, понимаете? Ну и что может быть сильнее, глубже, искренней этого чувства?

Польская молодёжь – это самые горячие, искренние католики.... Но среди слушателей во всех аудиториях оказывались как-то неожиданно православные – молодые поляки... В путеводителе можно прочесть: «Византийская православная церковь расположена на Торговой улице, её золочёные купола смотрятся в католической Варшаве довольно экзотично.» Но православная церковь самой Польши – это не экзотика... Это история. Сегодня в этой стране живут около полумиллиона православных христиан. Есть у католиков и православных общая святыня: Ченстоховская икона Божией Матери – Чёрная Икона Мадонны – в капелле Божьей Матери Королевы Польши на Ясной Горе. Сердце же и душа польского православия: Супрасльская Лавра. Начало её основанию положено было еще в XV веке. Супрасльский монастырь был вторым по значению монастырем Православной Церкви на землях Великого Княжества Литовского, уступая в своём значении только Киево-Печерской лавре... Многое мне, гостю, рассказывали поляки.... Многое, оказалось, можно было узнать самому: искал и находил исторические сведения о Супрасльском монастыре... Но с первых же встреч меня поразили эти молодые люди... Это от них я узнавал о Супрасле, о святой для всех польских православных горе Грабарке, куда паломники приносят с собой покаянные кресты и оставляют там же, прямо под небом... Но удивляли не рассказы – а сами люди. Своей верой, которая была и моей, родной, но растворённая в них, как будто преображалась покоем. Казалось, это такой порядок их жизни, сама жизнь, что-то обыденное, как течение времени – и в то же время незыблемое.

Фото автора

Меня научила молиться дочь. Я не был крещён... Решение креститься сам принял, когда было уже двадцать пять лет, в году, стало быть, девяносто пятом... Евангелия не знал и слов молитвенных никаких, но принял православную веру, как и многие, наверное, делали это потому, что осознали себя русскими людьми. Родной дом – русский православный храм. И батюшки, многое прощая, строгости не проявляя в то время, может, и должной, как бы впускали крещением всех как детей в родной дом. Вот это и странно... Взрослые крестились в сущности, как дети, ничего не зная о своей вере, потому что память о ней была выскоблена. Это тоже в своём роде загадка: почему же столько советских поколений не распознавали христианства... Не был же запрещён роман Достоевского «Преступление и наказание» – все проходили по школьной программе, читали, изучали. Одна из самых христианских книг, сколько в ней смыслов христианских, но осталось всё неопознано... Что Соня Мармеладова проститутка – это застревало в памяти. А что читала она Раскольникову со слезами Евангелие и что это было, когда он потом на коленях перед миром крестился – память не принимала или не понимала, не опознавала.... Моя дочь выросла в другое время. Но не я привёл её в храм и внушил любовь к родной вере. У нее в школе был учитель, верующий человек, старичок. Преподавал «москвоведение», есть такой странный предмет... Рассказывал о московских храмах... Зная их историю, ребята ходили с ним по Москве – он устраивал такие пешеходные экскурсии. Cо своим учителем, кто хотел, помогал многие эти же храмы восстанавливать. Я встречался с этим человекoм, он помог уже мне многое понять... В нём сочетались образованность и вера ещё отеческая, пронесённая через всю долгую жизнь, любовь ко всем ученикам и простое вроде бы терпение учительское... Обыденное и незыблемое.

Фото автора

И вот я возвращался в Польшу... Казалось, что не кончается Россия... Но где-то она всё же начинается – и где-то кончается. Да, мне понятны её границы и при себе как раз этот паспорт – заграничный, дающий право их пересекать... Но не всё в границах этих умещается. В конце ещё одного своего путешествия, после всех переездов, я увижу Супрасльский монастырь. Уеду обратно, домой, получив благословение его настоятеля, зная, что о семье моей будут в его стенах молиться. И сам я молился в этом храме, похожем на замок, с башенками o четырёх куполах... Стоял перед иконой Супрасльской Пресвятой Богородицы... Под конец войны церковь Благовещения была взорвана отступающими гитлеровскими войсками, но поляки восстановили и монастырь, и этот храм... Как и они, мы отстраиваем разрушенное на том же фундаменте, только вот разрушенное своими же руками... Есть записи в дневниках Михаила Пришвина, как в Сергиевой Лавре сбрасывали в тридцатых годах её колокола... Невозможно читать, так больно... Свои же мужички надрывались... Толпа зевак там, внизу, ждала только зрелища...

Фото автора

Я говорил об этом с поляком, преподавателем университета, православным, моим ровесником. Он смущённо слушал и как бы утешал: «Вы, русские, очень много думаете о своих грехах... Много думаете о покаянии... Терзаетесь... У нас немножко не так. Мы думаем, наверное, что заслужить прощение можно любовью, чем больше поможешь ближним, чем больше сделаешь добрых дел...»

Потом, уже в Белостоке – в городе, где церквей, наверное, даже больше, чем костёлов – удивил такой рассказ православной прихожанки: если священник о чём-то просит, что-то нужно сделать, приходят все от мала до велика, как одна большая семья... Храм – как дом. Когда в праздник Супрасльской иконы Божьей матери тысячи людей идут крёстным ходом из Белостока в Лавру – а это много километров – на протяжении всего пути встречают их всех, как родных. Это великий праздник, накрываются общие столы, где есть угощенье для каждого.... Я долго не понимал самое простое: все эти люди не прошли другого пути, безбожия... Власть – даже та, советская, что была и у нас, не покушалась на веру людей. Родители молились за своих детей... Дети – за своих родителей... Всё время не прерывалась связь поколений, а история их страны была для поляков родной.

Фото автора

Польский ребёнок не обделён этой памятью. У нас вроде бы уже и не советские дети, если учатся по учебникам – не воспринимают свою веру как общее с родиной, с её историей, культурой. Доблесть и гений... Дух и вера... Всё рождалось из пустоты? В наших учебниках истории не называются святые, но русские князья, о которых школьник всё же узнает из учебника – и Александр Невский, и Дмитрий Донской – это святые... Сергий Радонежский, Серафим Саровский – не менее значимые личности для истории нашего народа, чем его безбожные тираны, если уж рассуждать хотя бы так... В конце-то концов, чего же не желают почему-то признать? Что только православная вера дала России святых людей и одухотворила нас, русских, их святостью? Но что такое Россия без веры, мы ведь проходили... Или всё же не прошли до конца?

Я увожу с собой иконку Супрасльской Божьей матери... В лавке монастырской, понимая, что увожу в Россию, меня провожал с улыбкой стоявший за её прилавком монах: «Мы всё заказываем у вас – и эту икону, её сделали в России...» Супрасльский монастырь ждёт наших паломников... А из Белостока отправляются православные к нам и возвращаются, наверное, с иконками русских заступниц... И всё, что приносится, живо в простых словах... «Да любите друг друга»... «По вере вашей да будет вам»...

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я