сегодня: 17/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 15/05/2007

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Забытая тайна Дюма
Публикация через века

Игорь Кецельман (15/05/07)

Александр Дюма. Мадам Лафарг/ пер. с фр. М. Кожевниковой. – М.: Гелеос, 2007, 384 с.

Повесть «Мадам Лафарг» была опубликована Александром Дюма в 1866 году в газете «Мушкетер». Отдельной книгой она вышла лишь в 2005 году, через 135 лет после смерти писателя. Только в двадцать первом веке у издателей появилась возможность выгодно продать забытое произведение Дюма.

Итак, «Мадам Лафарг». Всем известен творческий метод Дюма-отца: он использовал труд «литературных негров», – писателей, работавших на него. За деньги покупал их рукописи, перерабатывал, а потом печатал под своим именем. Не стала исключением и эта книга. В ее основу легли произведения самой Марии Лафарг («Воспоминания» и «Часы заточения»). Вся повесть – их прямое цитирование, пересказ и комментарии Дюма. Минимум обработки.

«Литературный негр» – женщина? Почему бы и нет? И платить не надо: автор давно умерла, еще в 1852, через год после выхода из тюрьмы, где отбывала пожизненное заключение. Знаменитая Мария Лафарг – отравительница мужа, о ней вся Франция знает. Значит, и имя сыграет на руку публикации – газета, где печатается повесть, лучше разойдется, подписчиков прибавится. (Не разошлась, не прибавилось).

Правда, сам Дюма в предисловии пишет, что никакой выгоды ему не нужно, и за перо он взялся только ради самой Марии, дабы грядущие исследователи оставили «бедняжку мирно спать в своей могиле». Пусть так: поверим в благородные мотивы. Не нам судить большого писателя, пытавшегося спастись от нищеты.

Какой же она была, Мария Лафарг? Темноволосой худышкой с оливково-желтой кожей. Она была некрасива. Умна и некрасива. А еще очень горда, и мечтала об идеальном женихе.

– Возьмите меня в жены, – предложила она Дюма в одну из встреч (он был знаком с ее тетушкой). – С человеком вашего склада я могла бы быть счастлива.

Вот кто ей нужен. Человек выдающийся. (Как будто с ее внешностью у нее был выбор, – пишет Дюма). И что же ответил писатель?

– Бегите, – посоветовал он. – Станьте артисткой.

Она только покачала головой: нет гарантий, что получится.

Гордячка боялась рисковать. Пусть плохое – но привычное.

Побоялась, и когда ей дважды предлагали бежать из тюрьмы: переодеться в платье служанки или монахини! Опять качала головой: на что ей жить на свободе? «Я без средств». Плохое, но привычное.

Но как же Мария попала в тюрьму? Умерли родители, и родственники поторопились от нее избавиться, выдав замуж за первого попавшегося: грубого и вульгарного человека. Роскошный замок, где он обещал поселить жену, оказался развалюхой, кишащей крысами. И сам он, как крыса… А крыс травят мышьяком.

Потом был громкий процесс и приговор присяжных: пожизненное заключение. Застенок, из которого ей предлагали бежать. Мария отказалась. Но плохое, которое она выбрала, стало еще хуже, словно судьба наказывала несчастную за отказ рисковать. Ее уморили в тюрьме. Надзиратели забили наглухо окна – чтобы в камере всегда было темно. Что поделаешь: народ не любил своего короля (Луи Филиппа Орлеанского), а узница была его внучатой племянницей. Вот ей и досталось – за короля. Даже после его свержения в 1848 году окна не открыли. Лишь через три года, смертельно больную, Марию Лафарг выпустили из тюрьмы.

В заключении, чтобы занять время, наша героиня начала писать воспоминания о своей жизни. У нее обнаружился незаурядный литературный талант. Это признавал и сам Дюма: «Не сомневайтесь в своем писательском даре, Мария! У вас есть талант, и большой». А еще говорят, что злодейство губит творчество. Ничуть.

Писала воспоминания. А еще, письма Александру Дюма с просьбой о помощи («Друг моей матери, пожалейте ее дочь!»), – которые он оставил без ответа. Эту ошибку писатель исправил через двадцать лет, сочинив для книги о Марии Лафарг свой, якобы ответ, где утешал ее и ободрял. Обещал помощь. Слова о таланте тоже оттуда.

Письмо, когда адресат уже давно в могиле. (Лучше поздно, чем никогда?). А кто узнает? Правда открылась спустя века, уже в наше время. Зато для современников Александр Дюма остался благородным защитником несчастной узницы.

Писатель опубликовал свою повесть, но она не спасла его от разорения. Читатели охладели к его творчеству.

Рассказывают, что в последний год жизни Дюма, ради пропитания, стоял в витрине магазина, изображая манекен.

Когда-то его попросили о помощи: он не ответил…

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я