сегодня: 25/06/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 26/04/2007

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Искусство

Как никто другой
(о к/ф «Изгнание»)

Олег Негин (26/04/07)

От редакции

Сценарист фильма Андрея Звягинцева «Изгнание» (вместе с Артёмом Мелкумяном) и постоянный автор «Топоса» рассказывает о картине, взятой в конкурс Каннского кинофестиваля.

Семья – вот центр, вокруг которого вращается мир нового фильма Андрея Звягинцева «Изгнание».

В семье происходит самое главное – становление Человеческого в человеке, подтверждение Человеческого, осознание Его в себе, себя в Нём. Когда эта работа не совершается, колесо жизни вертится вхолостую. По инерции, какое-то время ещё сохраняется видимость движения, которое якобы и есть жизнь, наблюдается иллюзия отношений, которые якобы и есть любовь, но в сердцевине, на месте сиявшей тут ранее истины, уже зияет чёрная дыра смерти. За Грехопадением неумолимо следует Изгнание. «Жизнь вхолостую» чревата «плодами смерти». И это не просто книжная истина, это наша реальность.

В главной роли Мария Бонневи (Швеция)

«Изгнание» – это фильм о проклятии. Люди были прокляты богом. Он изгнал нас из Рая. Причем, суть вопроса состояла вовсе не в том, что Адам с Евой отведали заветного плода с Древа Познания Добра и Зла и, как бы это сказать, прикрылись фиговыми листами, предварительно, видимо, изрядно и с небывалым наслаждением совокупившись. Совокуплялись они и раньше («плодитесь и размножаётесь») и с не меньшим, надо думать, удовольствием. Нет, для Бога проблема состояла в другом – в том, что эти непослушные животные, люди, вкусив от Древа Познания Добра и Зла, узнали, познали, осознали свою двойственную природу – человеческую и, назовём её так, божественную. Они поняли, что человеческая их часть смертна, а божественную, бессмертную, после их смерти Бог, видимо, использует ещё как-то, преследуя какие-то Ему одному ведомые цели. Возможно, ещё и ещё раз, одухотворяя те или иные тела (необязательно, конечно, человеческие). Стыд, грех и всё такое – лишь побочные явления в данной ситуации. А возможно, и просто предлог. Да, люди стали, помимо животного, получать ещё и эстетическое наслаждение от секса. Ещё бы! Они ведь, в отличие от животных, осознали, что век их краток и гибель неизбежна. Не исключено, что они даже дошли до того, что молили в отчаянии Бога дать им вкусить и от другого Древа – Древа Жизни. Чтобы как и Он, стать бессмертными, равными Ему. Но хуй там. Бог не так всемилостив и милосерден, как нам почему-то кажется, Он всемилостив и милосерден по-Своему – не по-человечески. Убоявшись, наверно, нашего нового неистового состояния, Он не нашёл ничего лучше, как изгнать нас, проклясть на веки вечные, лишь бы мы не добрались до плодов Древа Жизни.

Не очень понятно, что именно Он с нами сделал – вряд ли изгнание было, так сказать, физическим – пинком под зад, и ворота страшно захлопнулись за их спинами. Нет. Думается, было проделано нечто вроде специальной такой визуализации, сотворена некая иллюзия, в создании которых, безо всякого сомнения, Бог – большой затейник и мастер. Короче, каким-то образом была закреплена, так называемая, точка сборки. Мы стали раз и навсегда видеть мир таким, каким мы его видим и сейчас. То есть, Бог просто исключил Себя и Своё драгоценное Древо Жизни из нашего поля зрения. И это мероприятие, очевидно, прошло удачно – бессмертных среди людей что-то явно пока не прибавилось с момента проклятия, ну, если только так, придуманные нами самими, «живущие» в своих делах или в книжках там, в сказках, Святые…

Уровень человеческого отчаяния не то, чтобы растёт с каждым поколением, с некоторых пор он постоянно находится на критической отметке. Активность и упорство Поиска возросли многократно. И если искусство во все времена медитировало на эту тему (но всё без толку, конечно), то в последние пару-тройку столетий за дело круто взялась наука. Найти Древо Жизни и вкусить от Него – вот наша цель. Пока успехи наши плачевны. Хотя благодаря прогрессу уровень жизни кое-где и заметно вырос. В этом смысле уровень смерти несколько удручает… Но не стоит унывать. Поиск продолжается. Главное, не забывать, что именно мы ищем и ради чего.

Наверняка, Бог, как это часто делают иллюзионисиы-виртуозы, спрятал Заветное на самом видном месте. А нас заставил видеть нечто совсем другое, может быть даже, заставил думать, что мы видим нечто совсем другое. И конечно, совсем недостаточно просто сдвинуть точку сборки с места. Надо ещё вернуть себе возможность и умение правильно смотреть и видеть.

Многие, отчаявшись, уже заявляли о смерти Бога. Но они заблуждались. Бог тут. Он всё время рядом. И Древо тут. Вот только узреть ни Того, ни Другого мы не в состоянии. Потому и мрём как мухи, в отличие от них правда осознавая свою смертность, и зачастую сознательно переживая сам момент умирания – ИСПЫТЫВАЯ МУКИ.

Если бы Богу было также скучно, как мне, и тоскливо, я, пожалуй, при возможности, тоже устроил бы такое реалити-шоу – Изгнание.

Таким образом фильм «Изгнание» – это как бы сон во сне, вернее, кино в кино. Ведь каким бы не казалось реальным шоу, какой бы не был у него занебесный рейтинг, всё равно это всего лишь кино – проекция, игра теней…

«Изгнание» – это напоминание: Шоу продолжается; но продолжается и Поиск.

Древо Жизни, мы найдём тебя и съедим – всё, от первого вершка до последнего корешка!

Видимо, этого Бог и боялся. Зная нас лучше. Как никто другой.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я