сегодня: 22/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 17/04/2007

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Офелия вересковых пустошей

Сергей Малашенок (17/04/07)

Вероятно, необязательно питать глубокую, трагическую любовь к кому бы то ни было, чтобы умереть в тридцать лет. От расстройства нервов ли, от рака, или другой тяжелой болезни в молодости умирали, и умирают. Необязательно пребывать во власти фантазма великой и безнадежной любви и для того, чтобы превратить свою семейную жизнь и жизнь ни в чем не повинного партнера в многолетний кошмар. Ведь и любая семейная жизнь это всегда, кроме всего прочего, невидимые и видимые миру слезы. Так же необязательно поселять в своем доме злонамеренного человека, чтобы пустить по ветру состояние предков, спиться и умереть, оставив собственных детей без гроша. Одуревшие от скуки провинциальные девицы сбегали и будут сбегать из родного дома со случайными проходимцами для того, чтобы погибнуть сразу, или произведя предварительно кого-нибудь на этот свет. Потому что «такова жизнь». Если забыть, что во всех кратко вышеописанных вариантах печальных человеческих обстоятельств (как и в любых других) люди так или иначе, по тому или иному поводу, но все же, редко или часто испытывали и испытывают радость, то можно утверждать: жизнь – это и есть зло.

Всевозможные специальные агенты зла в этом мире совершенно излишни.

Картина брата Э. Бронте Патрика Брануэлла Бронте. Сёстры Бронте. 1835. (Эмили крайняя справа)

Если перейти от поэтического восприятия жизни вообще к ее поэтическому описанию в романе Эмили Бронте «Грозовой перевал», то я бы предложил читателям этого шедевра произвести мысленный эксперимент – взять да и выкинуть к черту злобного найденыша Хитклифа, вокруг которого якобы вращаются все круги повествования, или все круги прижизненного ада всех прочих героев «Грозового перевала». И когда мы сделаем это, когда выбросим этот фальшивый двигатель судеб, как если б его и не было, мы увидим, что ничего не изменилось. Дождь, ночь, вереск... Пропасть между старым Эрншо и несчастным Хиндли. Пропасть между несчастным Хиндли и еще более несчастным Гэртоном. Отцы и дети, дети и отцы. А также деньги, Бог, и... пустое звездное небо над головой. А также страдающая синдромом гиперактивности с задатками гениальности и безумия девочка, то есть, девочка-поэт. Поэт же всегда сирота, и мир для него – сиротский дом, но этого мало, ибо поэт чувствует так, что все виноваты в этом его сиротстве, и прежде всего, он сам. Последнее необходимо, чтобы избежать сентиментальности, безвкусия. Жизнь пошла и чужда, грустна и холодна, кажется, гораздо более, чем для «людей-прозаиков», но ее любишь как все, с чем бывает не так-то просто смириться. И, может быть, правы те, кто утверждает, что поэзия есть Зло, то есть, зло большее, чем, собственно, жизнь.

И, может быть, именно поэтому Хитклиф – насквозь фальшивая фигура. Или фигура мнимая, призрачная, это привидение, или общий бред всех героев романа, а прежде всего бред Кэтрин Эрншо-Линтон. Но... Но это привидение Сверхзла кое-как ей все объясняет, и все до поры в ее сознании оправдывает. Или в сознании Эмили Бронте? Так что, наш опыт закончен. Вернем автору игрушку, ее, ха-ха, ужасного Хитклифа.

А то с кем же будет разговаривать в девятнадцатом веке языком шекспировских трагедий Офелия вересковых пустошей? Не придется ли Эмили Бронте тогда ограничиться исключительно тем английским, на котором говорят и ее современники? Она, конечно, гениальна, глубока, и сильна духом.

Но не настолько.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я