сегодня: 18/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 26/10/2006

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Memente mori

Владимир Гуга (26/10/06)

(Г. Чхартишвили «Писатель и самоубийство», М.: Захаров, 2006)

Григорий Чхартишвили, главный энтомолог России, японовед, переводчик и сиамский близнец Б. Акунина, в конце прошлого века создал нечто странное. Он подарил читателям труд, совмещающий остроумие, исследовательскую серьезность и воздушное изложение… Продукт на сегодняшний день весьма редкий. Ручная работа, так сказать. Рассчитав этот non fiction, вы начнете листать его страницы, со скоростью машинки для счета банкнот. И дело здесь не только в том, что книга естественно притягивает своей страшной запредельной тематикой. Скорее главное ее достоинство заключается в естественности и искренности автора. Читая труд, ощущаешь, что разговариваешь с одним из приятелей, который без напрягов решил доверить тебе некоторые свои наболевшие размышления.

Беседа начинается с преувлекательной суицидологической экскурсии в античность, средневековье и новое время. Через отношение к самоубийству запечатлены искривления религиозных, этических и эстетических убеждений человечества: от христианских страстотерпцев до европейских королей, искореняющих суицид.

Интересен и прогноз будущего, когда, возможно, единственным достойным финалом существования станет «хорошая смерть» – эвтаназия. Здесь Чхартишвили рассматривает один из самых острых нравственных вопросов – насколько приемлем «медицид» – добровольный, безболезненный уход из жизни.

На примере Эрнеста Хемингуэя и Ромена Гари, автор демонстрирует свое неприятие к выводам вульгарных фрейдистов. Только к концу главы начинаешь понимать, что «типичные завуалированные эдиповы комплексы», якобы доведшие великих писателей до самоубийства, вызывают у автора ироническую усмешку, а не профессиональный интерес.

Особо склонными к суициду автор считает три нации: русских, немцев и японцев. Вероятно в силу своей отличной осведомленности о культуре и истории этих народов. Вообще, книга еще хороша тем, что она, посредством исследования феномена самоубийства, позволяет заглянуть в самые интересные, заветные уголки художественной сферы человечества. Читая работу, нащупываешь тонкие нити паутины, связывающей талант-помешательство-историию-географию-психологию-самоубийство, а заодно освежаешь в памяти имена творцов и их творений.

Но почему Чхартишвили выбрал для своей двухтомной штудии в качестве исследуемого материала именно литераторов? «…литературицид, – объясняет автор, – занимает меня не сам по себе, а как частный случай феномена человеческого самоубийства. Просто литераторы, как дрозофилы, наиболее удобны для исследования: писатель, во-первых, – представитель человеческой породы par excellence, а во-вторых, эта людская разновидность склонна к душевному эксгибиционизму и, к тому же, наделена даром слова. Литератор сам рассказывает нам всей своей жизнью и творчеством, почему с ним это произошло».

Собственно, самоубийствам писателей, представителям «опасной профессии», посвящена вторая, меньшая часть первого тома. Второй том – это всего лишь незатейливый сборник биографических справок писателей и поэтов, наложивших на себя руки. Но зато фактически ни один из чхартишвиливских опытов не обходится без пристального наблюдения за «дрозофилами» всех национальностей и мастей.

Конечно, для чтения подобного исследования требуется некоторая психологическая устойчивость. Несмотря на легкий, порой шутейный слог, доверительность и располагающий тон писателя, все-таки можно испытать легкий мандраж при чтении, скажем, главы «Как это делается» с красочным и подробным описанием харакири. Но! Между тем, книга вполне может стать антисуицидальной и антидепрессивной вакциной. Важно лишь не переборщить с дозировкой.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я