сегодня: 25/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 04/09/2002

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Продолжая дело Керуака.

Евгений Иz (04/9/02)

Дмитрий Григорьев, петербургский поэт, писатель и художник, невзирая на внушительный пласт времени, отделяющий его от американского пионера “рюкзачного” движения Дж.Керуака, решительно и бесповоротно идет по стопам знаменитого битника и продолжает его дело. Продолжает, впрочем, по-своему, по-питерски. Серия “Поколение Y” издательства “Амфора” выпускает в свет прозу молодых авторов - если и известных, то пока лишь в узком (в основном, питерском) кругу. Книга Григорьева “Господин Ветер” романтична, слегка эзотерична, органично устроена и в меру иронична - то есть, подлинное “дитя” Северной Пальмиры. На обложке в подзаголовке указано - “Роман о хиппи”, и хотя сам Григорьев на другой стороне обложки открещивается от такого ярлыка, по большому счету книга действительно о хиппи и об их классическом средстве передвижения - автостопе.

Текст читается легко, словно смотришь американское “роуд-муви”. Только с поправкой на то, что пейзажи, города и люди - наши, отечественные, с присущим им известным колоритом. Роман полон хипповских баек, анекдотов и дзенских притч, снабжен словарем слэнга, в каждую главу вставлены авторские пояснительные отступления - на пятнадцать глав приходится двадцать четыре отступления. Один из персонажей, явно репрезентирующий автора, даже объясняется в таком духе: “А что я буду писать, одному Богу известно. Они требуют от меня гибрид Керуака и Бушкова. Это все равно что помидор с настенным зеркалом скрещивать”. Однако, вместо гибрида получился добротный роман, базирующийся на одной из четырех (по Борхесу) универсальных историй - возвращении домой.

События, описанные в этой книге, относятся к отрезку времени шестилетней давности. Главный герой - хиппи или один из т.н. Людей Радуги - странствующий музыкант Кристофер (или по паспорту Митя). Он возвращается автостопом с Алтая через Алма-Ату в родной Петербург. Все перипетии странствия описаны Григорьевым просто и достоверно, в результате чего “Господин Ветер” по большей части читается как произведение жанра “нон-фикшн”. В путешествии Кристоферу доводится рассказывать и слушать массу “телег”, наблюдать красоты и странности чужих мест, браться за ружье, попадать в аварию, сталкиваться со шпаной, бандитами и милицией, ехать с педерастом, ехать с турками, с “экуменическими” христианами, давать в двух разных городах два концерта, быть сбитым неизвестным автомобилем. Все это подано не в виде примитивного “экшна”, а показано сквозь размышления, воспоминания и сны героя. Поэтому в романе столь много близких каждому молодому русскому интеллектуалу суфиев, Кастанеды, Лао-цзы, Бодхидхармы, Маккены и марихуаны. Главным же стержнем в повествовании является мистический компонент Возвращения как процесса экзистенциального. Герою удается встретить в дороге потусторонний Караван, описанный в древних легендах Шелкового Пути. И снова стоит отдать должное Григорьеву - ему удалось удержаться от тривиальной “сакрализации” материала, удалось не переборщить с эзотерикой. В результате получилась отличная книга о любви и свободе, веселая и серьезная, умная и простая.

Так что, если читатель к ненасильственной борьбе за дело Керуака “всегда готов”, то “Господин Ветер” - безусловно, его книга. .

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я