сегодня: 20/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 29/08/2002

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Рыбный четверг. Ольшанский и бесы.

Лев Пирогов (29/08/02)

Начиная с Тургенева сопоставительные союзы в названиях книг и статей стали иметь значение союзов противительных, если не отрицательных. Скажем, «Былое и думы» - это еще просто былое и думы. В «Униженных и оскорбленных» начинается подвижка смысла: униженность - чувство страдательное, со скрытым адресатом, тогда как оскорбление предполагает наличие субъекта и объекта действия со всеми приличествующими сему обстоятельству рефлексиями. Но уже Отцы - совершеннейшие не Дети. И преступление противопоставлено наказанию. Когда Аполлон Григорьев писал статью «Литература и нравственность», он вовсю эксплуатировал новое значение риторической фигуры с союзом «и». А после «Государства и революции» это значение и вовсе перешло в культурное бессознательное: Трезвость и Культура, Химия и Жизнь, Наука и Религия, Чапаев и Красота. Камера смотрит в мир.

Я и Некрасов

Согласно воспоминаниям Авдотьи Панаевой и другим надежным источникам, Некрасов отчаянно бедствовал в первые годы своего пребывания в Петербурге. Однажды квартирная хозяйка, желая от него избавиться, вывезла из комнаты мебель. Но Некрасов, не будь дурак, в квартиры не съехал. Спал на полу, постелив шинель, а стихи сочинял, стоя на коленях перед подоконником, - подоконник-то глупая хозяйка оставила!.. Так вот и выжил.

Рассказ этот пришел мне на память, когда на днях довелось слушать кассету The Essential популярного сочинителя музыки Жана-Мишеля Жарра. Там порой в самых интересных местах звучание прерывается странным писком. Отчего, спросите вы? А вот как раз от того, что был и я в свое время беден, как тот Некрасов!..

У меня даже не было магнитофона. И музыку я слушал на старом телефонном автоответчике - знаете, не с микросхемами, а с двумя кассетами стандартных размеров. Кассета для записи звонков вынималась, и на ее место вставлялся Essential. Однако если случалось неловко задеть кнопочку «запись», на пленке возникали эти самые писки...

Мораль: до чего трагична моя судьба! Я ведь до сих пор пользуюсь тем самым автоответчиком.

Ольшанский и бесы

Из-за того, что Пшеничный регулярно читает дневник Ольшанского, тот не разрешает ему называть себя «подонком». До чего живучи даже в столь выдающихся наших товарищах либеральные убеждения! Разве отвращение, испытываемое самим Ольшанским к образу Петра Степановича Верховенского (конечно же) мешает ему наслаждаться выдающимся произведением Федора Михайловича Достоевского «Бесы»?

Фальшивая нота, допущенная Митей, состоит, может, всего лишь в том, что он с юношеской, а точнее, с детской наивностью ждет к себе, человеку публичному и жаждущему еще большей публичности, хорошего отношения. Увы, либо одно, либо другое. Избрав путь «индивидуальной провокации», он добился, чего хотел, - стал всеобщим достоянием, ярмарочной мишенью, своего рода литературным образом, медиумом идеи.

Однако выражая свою обиду в форме недоумения по поводу непоследовательности Пшеничного, Митя сам допускает «методологическую подмену»: с позиций «приуготовляющегося ко смерти» неоконсерватора он переходит на позиции привычного к историческому и нравственному комфорту подлеца-либерала, считающего, что люди по умолчанию должны быть «хорошими». А значит - не переносить идейных разногласий в обыденную плоскость, видеть в риторической фигуре собеседника личность и выполнять целый ряд других, возлагаемых на них Митей-либералом «общечеловеческих» требований… Добро пожаловать в новый удивительный мир!

Консервативный Революционер заранее ненавидит людей, чтобы возвышаться до любви и уважения к некоторым из них. Либерал же напротив - вынужден опускаться от любви ко всем до ненависти к кому-либо в отдельности. Хотя бы к тем самым риторическим злодеям, которые насилуют жену и убивают ребенка. Что за этим падением - крах?

«Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Матф. XII, 7).

Основоположник Консервативной Революции не учил, что «все люди добрые». Он учил нас ответственности. Жить, зная, что люди злы, и стремиться превозмогать это знание. Либералы же (будем понимать это ругательство расширительно - «постпротестанты») перетолковали Евангелие в духе сентиментальной сказочки о расслабленной немотивированной любви, для достижения которой не нужно никаких усилий, никакого внутреннего борения. Читал ли ты, консерватор Митя, что-нибудь отвратительнее иершалаимских страниц «Мастера и Маргариты»?..

Конформный идеал Булгакова (вечный дом, венецианское стекло и виноград, поднимающийся к самой крыше) нуждается именно в таком - «либеральном» - Иисусе, охраняющем блаженное неведение по поводу заоконной злобы и тупости. Если либеральному Богу «на договоре» достаточно жертвы (регулярной или единовременной - эгоистических экзистенциальных мук или выполнения гражданских обязанностей), чтобы обеспечивать человеку нравственную гармонию и «не вмешиваться», то вездесущий Бог требует милости - постоянного участия и любви, которая есть непрестанно совершаемое над собою усилие.

В общем, либо «свет», либо «покой». Следуя идее государственного и Божественного невмешательства в частную жизнь, либеральная мысль выбрала «покой», с чем и упокоилась. Исторический кризис либерализма и утрата им пассионарной привлекательности (в сравнении с любой революционной доктриной) вызваны тем, что от добра - добра искать невозможно (а хочется).

Bonus track: Я и Объявление в местной газете

«Внимание! У меня есть очень много всего о воинах в матросках (наклейки, фишки, значки, календари, брелоки и т.д.). Все это могу обменять на схемы или перечень действий разных прикольных штучек. Все, кто мне напишет, получит полный список вещей, которые у меня есть. Объемные вещи буду высылать бандеролью».

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я