сегодня: 25/06/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 30/06/2006

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Искусство

Книга 2
Рок в Сибири или Повстанческая Армия им. Чака Берри

Роман Неумоев (30/06/06)

Глава 22
«Скромные рок-н-рольные итоги 80-х». Вместо эпилога. (часть 5-я)

Те, о ком здесь шла речь, это уже не просто люди. Это легенды, ставшие историей отечественной рок-музыки. Яна Дягилева, Егор Летов, Артур Струков, Олег Судаков (Манагер), Роман Неумоев, Дмитрий Кузьмин(Черный Лукич), Николай Кунцевич, Константин Рябинов, Игорь Жевтун, Александр Чиркин, Дмитрий Ревякин и прочие, о ком я, возможно зря забыл упомянуть, все это – та самая генерация сибирской волны отечественной рок-музыки и рок-поэзии, которую ждали, на которую надеялись многочисленные слушатели, любители, рок-критики и заинтересованные журналисты. Может быть, ожидали чего-то более значительного. Какого-то истинного взрыва, рок-н-рольной революции, и Бог знает еще чего. Но получилось, как всегда, только то, что получилось. Ибо Тюмень не Чикаго, а Екатеринбург – не Лондон. Смешно, честное слово. Как будто это, надо было в очередной раз доказывать! Как будто это и так не было заранее известно.

на фото: идут под милицейским конвоем – Янка Дягилева, Егор Летов, Поздняков, Дмитрий Кузьмин «Черный Лукич»

Эманации западной культуры в нашей огромной и вечно-загадочной России вновь и вновь рассеиваются. Ее интервенция и творческие импульсы тонут в здешних болотах, замерзают и гибнут точно так же, как полчища Наполеона, нашествия немецких рыцарей, импортные реформы и столетний муравьиный труд братьев из ложи «Великий Восток».

Но что-то все-таки остается. Какие-то крупицы, брошенные тут французами, немцами, англичанами и американцами странным образом кристаллизуются. Многие европейские идеи и явления наполняются русским духом. Быть может, специально затем, чтобы вернуться на Запад или явиться миру измененными и преобразовавшимися, а иногда, впрочем, и изуродованными до неузнаваемости.

Греческое, византийское Православие с его аскетикой и иконографией, немецкая литература и философия, итальянские живопись и опера, английская поэзия и научно-техническая мысль, вплоть до европейских теорий и систем государственного строительства и управления людьми.

Разве все это родилось в России!? Нет. Сюда, все это было завезено. Здесь усвоено и освоено, с тем, чтобы вернуться в Европу огромным потоком русских национальных достояний, великих свершений и богатств. Причем, богатств, зачастую, самых обыкновенных, изумрудно-золотых и аметистово-малахитовых.

Теперь здесь приживается, плавится и меняет свои привычные очертания еще одно западно-европейское изобретение – рок-н-ролл, «ритм энд блюз», или просто Рок.

Явление, ставшее уже общемировым, но в чем-то, остающееся и «чисто европейским». Есть огромное количество территорий и зон земного шара, и даже, целые континенты, где это музыкально-культурное явление не имело ни малейшего развития. Что мы знаем, например, о латино-американском рок-н-ролле, кроме Карлоса Сантаны? А ведь это огромное культурное и территориальное пространство. Сколько рок-н-ролльных команд имеют возможность выступать на концертных площадках в Китае? Существует ли рок-н-ролл, как заметное явление в Индии и Пакистане? Может быть, там нет больших городов? Или в них мало молодежи? Тогда почему? В чем дело? Мощное сопротивление местных, традиционных, национальных культур, заметит кто-нибудь. Тогда почему рок-н-ролл воспринят японцами? С их-то уникальной, островной и тысячелетней культурой и традициями!

Как много вопросов, правда? И у меня, признаюсь честно, никаких вразумительных ответов на большинство подобных вопросов нет. Могу только констатировать факт, что рок-музыка приобрела в России куда более значительное развитие, чем в упомянутых, «не рок-н-рольных регионах».

И все же ожидания оказались больше реальных результатов.

Впрочем, не поймите меня превратно. Я не утверждаю, что в какой-нибудь африканской стране нет, и никогда не было, ни одной рок-группы! Если уж есть довольно оригинальный и своеобразно-колоритный «камбоджийский рок», то от чего же не существовать «африканскому»?

Я имею в виду лишь отсутствие видимого и ощутимого вклада этих «рок-н-рольных явлений» в общемировой процесс развития рок-музыки. А таковой вклад должен был бы, непременно выражаться в виде какой-нибудь выдающейся рок-группы или автора-исполнителя. Ибо такова уж специфика настоящего момента человеческой истории и цивилизации. Для настоящего времени характерна «глобальная коммуникативность» и проницаемость, делающая любое выдающееся явление очень быстро общемировым и общечеловеческим достоянием.

Так что, ежели Россия явила миру хотя бы некоторое количество интересных и выдающихся рок-авторов и рок-групп, то это есть неоспоримый факт. И если уж Австралия подарила миру группу «AC\DC», то тут тоже ничего уж не поделаешь. Но если такие явления, как «камбоджийский рок», и уж тем более, «африканский», для общемирового развития рок-музыки оказались бесплодны, то и это приходится принимать как данность. И сия книга отнюдь не ставит себе целью оценивать или комментировать подобные явления.

Одно только хочется отметить. Ведь уж само то, что зародившаяся в Омске группа «Гражданская Оборона» дошла в своем развитии до выступления на концертных площадках в Лос-Анджелесе, ведь, это уже полнейшая фантастика! Ведь, не должно этого было бы быть, если смотреть на вещи здраво и реалистично. Но было же! Ведь не приснилось же это всем нам! Так что же? Значит дело не в национальности и не в климатических условиях, и не в традициях существовавших на тех или иных территориях в прошлом музыкально-этнических культур? Нет. Тут что-то другое! Что-то «общепланетарное» и космополитическое. Нечто такое, что обозреть и оценить по-настоящему и объективно можно будет лишь с высоты мета-исторического полета.

«Для меня нет разницы, где я живу и сочиняю свои песни, в Омске или в Нью-Йорке...,»– сказал мне однажды лидер и основатель упомянутой сибирской группы «Гражданская Оборона», Егор Летов.

Что же, Игорь Федорович, золотые слова изволили изречь! Золотые слова. Вот именно, разницы-то и нету. Но только для таких, как Летов, или Гребенщиков.

Не место красит человека, это уж точно. И, однако же, «что проку человеку, если он и весь мир приобрящет, а душе своей повредит...»? «И какой выкуп даст человек за душу свою?»

   «Стюардесса местных линий покидает самолет,
   Над Нью-Йорком, над Бразилией,
   Над землей, она поет:
   Рок, рок, рок...                                      
   (из песни группы «Центр»)

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я