сегодня: 22/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 15/03/2006

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Злато-серебро русской литературы

Олеся Первушина (15/03/06)

Литература, как и всякое жизненное явление, развивается поэтапно. Минул, но не угас «золотой век» Пушкина, Достоевского, Толстого. Сумерки века «серебряного», дав нам Блока, Ахматову, Мандельштама, сгустились до полной непроницаемости для глаз нынешних поколений. И это не парадокс, а скорее закономерность – широкое сердце масс предпочитает откровенное сияние золота более утонченному мерцанию серебра. К тому же, золото не так тускнеет от времени. И кому, как не Есенину, скользящему меж двух веков, это знать – в нем мы имеем тот интересный сплав, который ясен каждому.

На смену серебру пришла медь, как и предполагал Николай Оцуп, еще в 1933 году введший в общее употребление названия благородных металлов при классификации этапов развития русской литературы. Примечательно, что в «золотом веке» преобладает проза, в том числе и у Пушкина – монументальная; «век серебряный» – подавляюще поэтический. Но революция, как не имеющая любви, но «говорящая языками», требует звона меди и звучания кимвалов. И является «век медный» – Маяковский, Пастернак… (Здесь намеренно не упоминаются все имена, дабы обозначить вехи наиболее схематично). _ 1 Как ранее Есенин, на грани теперь грациозно балансирует Цветаева.

После загремело «железо» великих битв и закулисных драм под занавес соответствующего материала. Бродский со своим мраморным профилем стоит далеко в стороне. Он – вне времени. Век вершат Рождественский, Евтушенко, эстафету межвременья принимает тонкая Ахмадулина… Булгаков, Шолохов – темнеющие лезвия в тесных ножнах режима – более походят на бронзу.

А потом в сырой и теплой атмосфере застоя появляется гнилостный аромат. Как писали современные наши фантасты под общим псевдонимом Г.Л. Олди в «Бездне голодных глаз»: «Железный век…ржавый». Ржа постмодернизма пожрала и оборжала все, что смогла. Не будем ворошить еще не до конца забытые имена, среди которых, заметим себе, преобладают прозаики.

Казалось бы, вот и новый Ренессанс – поэзия вернулась! Танцу…пардон, пишут все! Но недолговечность металла с его кислым привкусом и характерной кровожадностью кое-чему научила литературную эволюцию. Горе нам, коли грядет эпоха пластика – «пластмассовый век» давно царит в Штатах и уверенно шествует по Европе. Его главный признак в прозе – легкое, развлекательное чтиво. В поэзии – повсеместный отказ от рифмы и пренебрежение формой. В литераторе нынче главное – пластичность. Потребительское отношение к литературе, дамы и господа! Беллетристика, как пошлость (в чеховском понимании). Великая русская литература не умерла, нет, но прикинулась обыкновенным таким чемоданишкой. «Грузите апельсины бочками!»

За сим публично признаюсь, но не каюсь, в ретроградстве. Литературном, разумеется. Ибо, повторяю, эволюция в конце концов ведет к мутациям и вырождению, если основные признаки вида не поддерживаются. А каковы основные признаки русской литературы? Внимательно перечитываем три первых абзаца данной заметки, не претендующей, впрочем, на литературоведческое эссе.

–––––––––––––––

Примечания

1. Это замечание рекомендуется произвольно вставлять везде, где у читателя возникает желание возмутиться судьбой несправедливо обойденных.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я