сегодня: 23/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 09/03/2006

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Несколько слов о романе Ефима Курганова «Шпион его величества»

Игорь Лощилов (09/03/06)

Ефим Курганов

\Курганов Е. Шпион его величества. Роман. Публикация, вступительное слово С. Серикова // Нева, 2005, #12, с. 6-98.\

Прежде всего, следует сказать, что филологу Ефиму Курганову, автору 11 книг по специальным вопросам теории и истории литературы, удалось написать замечательно интересную историческую книгу. Увлекательную и насыщенную неожиданными и поражающими воображение подробностями о «делах давно минувших дней» – о событиях, хорошо знакомых всем нам со школьной скамьи, по великому роману «Война и мир».

Замечательно, что это не модная ныне «альтернативная история» – а история просто, но такая история, которую мы не знаем.

В литературе последних десятилетий особое место занимают повествования, в центре которых – фигуры тех, кого мы привыкли видеть как бы сбоку: на периферии основной фабулы. Мы склонны не замечать их – тех, кому отведено место на полях Больших Историй: Варавва, Розенкранц и Гильденстерн, Пятница…

Именно таков герой кургановского романа: он не просто «сбоку», он принципиально спрятан в «потайной карман» истории Отечественной войны 1812 года: Яков Иванович де Санглен (1776–1864) прежде всего – «шпион, виртуоз сыска», «человек, фактически создавший структуру русской тайной полиции: де Санглен организовал разветвленную агентурную сеть и активно занялся ловлей шпионов (1812–1816). Эти несколько лет, собственно, и составили основу репутации Якова (Жака) де Санглена». Так говорится о герое в предисловии, написанном авторитетным военным историком.

События русской истории поданы здесь не в историософском, но исключительно в «шпионском» ключе – с тех сторон, о которых читатель Толстого и не догадывается.

Виктор Шкловский, кажется, говорил, что плох тот литературовед, который не сможет – если захочет, да хоть бы и на спор – написать хороший роман. Жизнеспособный – такой – который будут читать люди, и радоваться.

Книга Курганова – блестящее подтверждение этой мысли, в последние годы многократно подтвержденной книгами филологов и семиотиков, сменивших перо ученого на перо беллетриста. И на этом блестящем фоне «Шпион его величества», написанный ведущим специалистом по поэтике анекдота, выглядит – блестяще.

Думаю, что многим читателям придут в голову параллели с исторической прозой Ю. Тынянова и Н. Эйдельмана. Мне хотелось бы напомнить еще одного сочинителя исторических повествований – поэта Михаила Кузмина. Проза Курганова в высшей степенью обладает этой очаровательной кузминской «прекрасной ясностью», легкостью, «беллетризмом» в самом лучшем, не-стыдном смысле этого слова. Читателю приятно иметь дело с такой книгой – она не претендует на философию, она просто увлекательна и легка, и в этой легкости – и сила, и обаяние, и «философия». Это толковая историческая проза, которой так мало в литературе последнего времени: с увлекательной интригой, с искусной стилизацией частных «записок» и исторических документов, проза, где ничего не выдумано – почти «нон-фикшн». Литература факта, где все описанные события имели место в истории, или, по крайней мере, могли иметь место, как говорится в предуведомлении. И где всё – как знать? – выдумано Автором, ведущим с читателем романа увлекательную игру; всё, включая «авторитетного военного историка» из далекого сибирского города Томска.

Прекрасно выглядит роман и на фоне того бесспорно удачного «градуса» письма, который найден в романных сериалах Б. Акунина. Не вдаваясь в подробности, отметим, что проза Акунина все же в бОльшей степени связана с реалиями, проблемами и сознанием нашего «сегодня», в то время как Курганов-прозаик искренне и счастливо «забыл» всё, что мы знаем об истории России после наполеоновских войн. Его интересует эпоха, он любит и профессионально знает эпоху, в которой действует его Санглен – и в этом особый «шарм», особый и чисто художественный эффект, которого мы не найдем в романах про Эраста Фандорина.

Нам кажется, что эту прозу надо издавать большими тиражами, сериями. Известно, что Курганов написал уже пять романов о похождениях Якова Ивановича де Санглена, а также о других французских аристократах, сделавших карьеру в России девятнадцатого столетия. Такова «биографическая хроника» жизни графа Ланжероне де Сэсси «Завоеватель Парижа», опубликованная уже в журнале «Крещатик» (2005, № 2-3).

Имя Ланжерона мы знаем благодаря блестящим литературным «одесситам». Юрий Олеша писал: «Скороговоркой, местным ужасным говором произносится это пышное слово: Ланжерон. Как если бы в Москве говорили: на Зацепу. Между тем Ланжерон не есть название местности, сложившееся вследствие каких-либо природных ее особенностей, этнографических, Ланжерон – целиком на местность перенесенная фамилия французского графа». Но что знаем мы о французском графе, о головокружительной его истории, которая не укладывается, кажется, в рамки, предписанные «нормальной» историографией: здесь нужен роман.

Серийная публикация романов Ефима Курганова непременно станет событием в жизни сегодняшней читающей России, XXI века. Думаю, что рано или поздно это и произойдет, и романы о Санглене займут свое законное место в кругу чтения – и тех, кто любит детектив и «шпионский роман», и поклонников «исторического романа», и любителей «романа-анекдота» и «романа-фельетона»… Особенно радостно за подростков: идеальное чтение для «переходного возраста».

В изысканности стиля и сюжетосложения у Курганова есть доля здорового «мальчишества», которое невозможно имитировать – оно очень органично, естественно, «живо». Многие из нас в свое время «недоиграли» в шпионов, потому так приятно погрузиться в атмосферу опасной и коварной интриги…

Несмотря на то что роман стоит вне массива сочинений, связанных с «альтернативной историей» (скорее, составляет ей конкурентоспособную «альтернативу»), он, вполне по законам постмодернистской литературной ситуации, «многоприцелен»: проходит и по ведомству «военно-исторической прозы», и по ведомству «внеклассного чтения». Массовая и элитарная литература, как давно уже было подмечена, сходятся в некоторых точках, и важное место среди таких точек занимают, условно говоря, «топики» «тайн истории» и «деятельности загадочных спецслужб».

Хорошая литература, полезное чтение. Качественный продукт.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я