сегодня: 25/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 21/06/2005

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Время и нечто

Лев Пирогов (21/06/05)

Свой главный философский труд «Бытие и ничто» он назвал в пику Хайдеггеру, автору «Бытия и времени». Свое главное художественное произведение хотел назвать «Меланхолией», но издатель распорядился по-своему, и роман вышел под названием «Тошнота». Время возвращает человека к небытию, время погружает его в меланхолию, а значит, время должно исчезнуть…

«Пирожок, сволочь, напиши про то, что Сартру 100 лет, только не тяни». С этим полученным по электронной почте напутствием, привычно впав в отчаянье от слов «не тяни», я отправился в Ленинград и оказался вдруг на Лазаревском кладбище, больше известном под завлекательным туристским названием «Некрополь XVIII века». Напротив могилы Достоевского, слева от входа в Александро-Невскую Лавру.

Там я долго бродил между надгробий безвестных кавалергардов и (недолог же был их век!) юных княжон, не познавших радости материнства. Прилежно влачил свою «участь туриста». Умилялся прихотливости эпитафий (а больше – собственной способности прочесть древний Полуустав), дивился на барочные черепа с костями вместо православных крестов, улыбался наивной скульптуре и уважительно молчал перед гениальной – выполненный с беспощадным натурализмом зад скорбящей вдовы до оторопи напомнил тот, о котором в этой нехорошей связи ни полслова...

Близко за оградой шумел город, но здесь, на этом отдельно взятом участке пространства-времени, было хорошо, тихо. Не по-ленинградски щедрое июньское солнце ласково подсвечивало не по-ленинградски пышные кружева листвы, навевая… Ну вы знаете, как оно на кладбищах обычно бывает там. Какая игра тени и света.

Я надолго задержался перед одним надгробием. Когда-то рядом с ним были посажены два деревца – одно прямо в ограде, другое рядом. Человек невольно измеряет мир масштабами своей жизни. Наверное, тому, кто сажал эти деревца, нетерпелось, чтобы они поскорее раскинулись над могилой, подарив ей тень и укрытие от дождей. Но вот уже его самого нет, а деревья остались – самым причудливым памятником из всех, что я видел. Одно из них разорвало чугун ограды, выкорчевав ее из земли. Другое, точно свеча, наплыло на камень, согнув и придавив ограду своей тучной древесной плотью. Корни вздыбились из могильной тесноты, приподняв разломившееся надгробие и переплетясь в яростной, но слишком медленной для человеческого глаза схватке за жизнь. С одной стороны решетка полностью истлела и растворилась, и точно так же истлела и рассыпалась прахом древесина корней. Дерево и чугун изнемогли в борьбе.

Странно, но эта картина не оставляла ощущения боли и разрушения. Напротив, она вселяла в душу какое-то успокоение, какое-то смирение: «И это проходит». Слишком медленная для человеческого глаза борьба, слишком долгая для человеческого разумения жизнь.

И подумалось: вот ни нас, ни наших детей не будет, а листья на деревьях будут шелестеть всё так же. И этих камней, и даже египетских пирамид не станет, а вон те облака будут всё так же величественно плыть по небу – вечными символами преходящести и сиюминутности... «Как же я не видал прежде этого высокого бесконечного неба?»

Время – которое «не тяни» – часто становится причиной переходящей в тошноту меланхолии. Как трамвайные звонки за кладбищенской оградой, как способные достать, кажется, из могилы пиликанья мобильного телефона. Это время нашей жизни – оно тикает, как часы, оно напоминает о смерти. Но есть и другое время – незаметное, тихое, напоминающее о жизни вечной.

Вот вы лично по какому живете?

Ответьте, коли не лень, столетнему старику. Вдруг он, перейдя на «медленный» уровень бытия (будет ли кто помнить о нас в день нашего столетнего юбилея?.. не уверен), до сих пор неравнодушен к тем, для кого посадил свои шелестящие листочками слов деревья?

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я