сегодня: 23/03/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 27/04/2005

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Библиотечка Эгоиста (под редакцией Дмитрия Бавильского)

Москва пизанская

Илья Раскин (27/04/05)

Москвад
Россия городского типа

В Москве – криво!
(реклама)

Сначала – литература.

Почитаем московских поэтов.

Юрий Кувалдин пишет «Поэму Кривоколенному переулку»:

Крива Москва. От века окривела. 
Кривилась без заботы, как хотела, 
Лепилась по холмам и по низинам... 
Из окон типографии окину 
Кривые переулки... 

Кривись, Кривоколенный проводник. 
Я сам себе маршрут криволинейный – 
В Москве иного не было и нет... 

А вот Дмитрий Александрович Пригов:

Что-то воздух какой-то кривой
Так вот выйдешь в одном направленье
А уходишь в другом направленье
Да и не возвратишься домой
А, бывает, вернешься – Бог мой
Что-то дом уж какой-то кривой
И в каком-то другом направленье
Направлен

А вот прозаик Юрий Мамлеев дает интервью:

Юрий Витальевич, обаяние вашей прозы во многом связано с Москвой. Что вы думаете о вашей писательской связи с этим городом?

– Вы знаете, я как коренной москвич видел три Москвы, и все три вошли в мои тексты. Первая Москва – это Москва еще провинциальная, «большая деревня», окраины сороковых-пятидесятых годов, где существовали такие одноэтажные домики с садиками, где на скамеечках сидели обыватели... Однако в этой переулочной, тихой Москве содержалась какая-то тайна. Кривые улочки, отражавшие в каком-то смысле кривизну русского сознания (выделено мной – И.Р.), маленькие комнатки в этих деревянных домах. И эта Москва – она отражала всю Россию, потому что когда приезжаешь куда-нибудь в Тулу, в Саратов, то там даже посейчас сохранились такие закоулки, как будто вы попали в девятнадцатый век.

Андрей Белый написал не только знаменитый «Петербург», но и не менее замечательную «Москву». Цитировать не стану – слишком уж много пришлось бы. Но всякий читавший сии романы убедился: Петербург – прямой. Москва – кривая. Даже не кривая, а какая-то кривенькая.

А вот жанры неизящной (во всяком случае, несерьезной) словесности.

К 1-му апреля пресса, как водится, изволила шутить. Электронная версия газеты «Moscow Times» поведала о том, что московский мэр Юрий Лужков решил взяться за восстановление Пизанской башни, получив, как пишет газета, предложение от своего тосканского коллеги. «Лужков планирует построить подземные гаражи под Башней и под Дуомским дворцом и серию небоскребов вокруг города. В обмен Пиза подарит Москве копию знаменитой башни, выполненную в натуральную величину. Этот проект привлек внимание итальянцев по причине низкой стоимости работ, благодаря привлечению строителей из Украины, Узбекистана и Таджикистана».

Шутка, конечно. Но почему, спрашивается, из всего бесконечного набора возможных шуток в голову авторам пришла именно эта?

Александр Левинтов написал шутейный трактат «Из истории новейшей истории» – поизгалялся над «новой хронологией» А. Фоменко. В частности, он утверждает: «Пизанскую башню строило СМУ-14 Главсалтанстроя, за что всему трудовому коллективу сняли 25% прогрессивки, а на сэкономленные средства пригласили меньшевика и провокатора Церетели».

Тоже шутка. Но почему, почему опять об этом? Ведь сколько в мире знаменитых башен – Эйфелева, Вавилонская, Александрийский маяк, египетские пирамиды, наконец. Нет – из Москвы видна только Пиза.

А вот сочинения нынешних московских краеведов.

Одно называется «Падающие башни». Начинается так: «Как и во всех сферах человеческой деятельности, посредственностей среди зодчих гораздо больше, чем талантов. Следствием этого стало появление в Москве падающих колоколен, имеющих значительное отклонение от вертикали».

Трактат Марины Трубилиной именуется «Звонница под градусом». Там утверждается: «Если, заглядевшись на какую-то колоколенку, вы неожиданно обнаружите, что она накренилась и вроде бы даже падает, не пугайтесь: с вашей психикой все в порядке, башня абсолютно реальная, и она действительно падает. Как пизанская. Та, которой на весь белый свет гордится заштатный итальянский городок. У Москвы для подобной гордости поводов в семь раз больше: в Пизе всего одна падающая башня, а в российской столице – семь».

(Уточним: раньше «пизанских башен» в Москве было больше: имелась еще кривая колоколенка церкви святых Константина и Елены в Кремле, но ее снесли в 1928 году. Осталось семь. Так, во всяком случае, утверждают краеведы).

Подобных путеводителей по московским кривым башням каждый желающий может найти (хотя бы в интернете) предостаточно. Скажем, на сайте www.virtograd.ru некто Alexey выставил сочинение «Пизанские башни Москвы» с фотографиями и схемами проезда к достопримечательностям. (По этой причине я не буду украшать сие сочинение картинками кривых московских колоколен).

Посмотрим скучные отчеты московских риэлтерских компаний. Из них следует: самое большое количество жалоб новоселов – на что? Правильно – на кривые стены! Не колоколен, разумеется, а свежепостроенного жилья. На том стоим!

Наверное, ссылок на словесность разных жанров пока что хватит. И главный мой тезис, надеюсь, тоже ясен… правда, я его пока что сам затрудняюсь сформулировать… некая кривизна в мозгах… но интуитивно, надеюсь… Если же тезис все-таки еще непонятен, или словесность не убеждает – обратимся к наглядным искусствам: живописи, ваянию и зодчеству.

Василий Кандинский. Называется «Москва».

А это Аристарх Лентулов, «Небозвон».

У Лентулова есть еще и «Иван Великий», и «Василий Блаженный» – в том же духе.

Давайте, только, не будем про особенности эстетики модернизма, кубизма, абстракционизма, футуризма etc. Попробуйте у тех же модернистов найти валящийся в разные стороны Питер. Или какой-нибудь Нью-Йорк. Нетушки! А Москва – пожалуйста.

Современные московские художники продолжают и развивают тему. Вот достаточно известный Владимир Брайнин. «Дом на углу».

Его же «Идущие следом».

Кстати: какая московская башня вошла во все хрестоматии по истории искусства ХХ века? Вот она: башня Татлина, она же «Третьего Интернационала».

Ее не построили – это неважно. Во всяком случае, задумали в Москве и по-московски.

А вот из классики советского фотоискусства. Б.В. Игнатович, 1929 г., называется «На стройке».

Обратите внимание: не где-нибудь, а на стройке!

Мало того. Попробовал найти российские – не Брейгеля и прочих иностранцев – а именно российские изображения Вавилонской башни. Не Пизанской, а Вавилонской. Нашел. Полюбуйтесь. Называется «Вавилонская башня Воскресенского собора».

Правда, в данном случае имеется в виду не Москва, а город Тутаев. Какая разница! Москва – столица России? – Столица. И, соответственно, демонстрирует миру главнейшее и лучшее, что в России имеется. А по российским просторам, если посмотреть – увидим и в Казани кривую башню, и в Невьянске – это только самые знаменитые, а сколько их всего! А сколиозные домики, сарайчики, заборы, ворота, а фонари, столбы, а памятники! Туалеты! Люди, наконец!

Ладно, Россия необъятна, никто не может объять необъятное. Ограничимся Москвой.

Перейдем от башен к памятникам. Они тоже бывают прямые и кривые. Самым прямым и несгибаемым был, наверное, Дзержинский. Где теперь Дзержинский? Вот, нечего посреди Москвы торчать несгибаемо. Вацлав Воровский – тоже деятель революции. Но куда более человечный человек – вот и стоит себе раскорякой, никто на него не покушается.

Гоголи Николаи Васильичи. Один стоит на бульваре, как кол проглотил. Государственный такой Гоголь, тупой (когда памятник открывали, ходила шутка: «Гоголь открыл памятник советскому правительству»). Другой во дворике сидит криво. Какой из них правильный – всем давно понятно.

Кстати, домик недалеко от правильного Гоголя тоже неплох:

Достоевский Федор Михайлович.

Юрий Гагарин.

Неправильный памятник. Нечеловеческий какой-то штырь. К тому же ведь это только кажется, что ракеты и космонавты уходят в зенит. Они ведь бочком, бочком – и выруливают на заданную орбиту. А если бы летели просто вверх – улетали бы черт знает куда, ищи их там.

Правильный памятник – у ВДНХ, всем первым космонавтам.

Столбы, фонари… Ну, что за тема. Просто выйти на улицу да посмотреть вокруг – сразу и обнаружится.

Фонарь.

Еще фонарь. Казалось бы – ничего особенного.

Но когда я этот фонарик заснял, в голову пришло навязчивое «ночь, улица, фонарь, аптека». Обошел домик, виднеющийся за фонарем… блин, «Аптека»! Стало жутковато. И аптека – тоже кривая!

Туалеты – это веселее. Ведь как неэвклидово надо там расположиться, чтобы соблюсти технику безопасности!

А это – просто пристроечка

Заборы с воротами и калитками – неисчерпаемая тема. Вот, к примеру:

Еще забор. Обратите внимание: клонится одновременно в две стороны, пропеллером.

Современные архитекторы оценили, наконец, естественность и необходимость кривого строительства в Москве. Вот примеры умышленной кривизны.

Еще:

Еще:

Ну, и так далее – этого добра немерено.

Японцы, побывав в Москве, набрались ума и тоже давай себе строить. Но, видно, чего-то недопоняли. Или решили, что если втюхивают нам автомобили и телевизоры, так им уже все можно.

Нет, так нельзя. Надо же и меру знать.

А вот образец чувства меры и вкуса. По-моему, просто апофеоз. Называется «вентиляционное устройство, торчащее наружу из станции метро «Кузьминки».

Какая мощная идея, какие пропорции, как точно выверен угол склонения/спряжения! Церетели отдыхает.

Кстати, созерцание именно этого памятника вдохновило меня на письменное изложение данной темы. Думаю, по этому случаю на кузьминскую кривулю со временем приделают (криво) мемориальную доску.

А вот вентиляционное же устройство, торчащее у станции «Смоленская».

Тоже, согласитесь, красиво.

Ладно, хватит картинок. Пора осмыслить увиденное.

Обратимся к культурологии. Кто читал работы структуралистов, тот знает: там положено составлять бинарные оппозиции и раскрывать их семантику. Займемся расшифровкой оппозиции «прямое / кривое».

и так далее.

Сомнение может возникать только по поводу включения в этот ряд пары «закон / справедливость», потому что «справедливость» связана с «правдой», а правда – противоположность кривды… Но все становится на свои места, если вспомнить знаменитый вопрос: «Судить будем как – по закону, или по справедливости?»

Итак, московская кривизна – зданий, стен, заборов, улиц, памятников, «кривизна русского сознания» – это правый столбец. Отсюда ясно уже почти все.

Ясно, почему Питер – прямой, а Москва – кривая. Россияне – нация женственная, поэтому кривизна для нас натуральна. Москва – естественна, а Питер – город «умышленный». Ясно, что «вертикаль власти» – чисто питерская затея, не московская. Не приживется в Москве, вот увидите.

Углубим тему. Вспомним доктора Фрейда, а заодно первобытность. В первобытности вертикальные, торчащие предметы и строения очень часто были лингамами, то есть обозначали фаллос – символ могущества, плодородия и прочих благ.

Оно (он!), значит, торчит, а кругом распластались туземцы и туземицы– поклоняются, уважают, боятся. Правильно делают, между прочим.

Где вы видели, чтобы фаллос в расцвете сил торчал непосредственно в зенит? Не знаю, может, и видели, но это ведь какую нелепую позу надо человеку принять! Хоть стой, хоть ляг – все не вертикально, все под углом. Да и нечего ему в зените делать. Во-первых, это совершенно нефункционально, неудобно. Во-вторых, это что же за вызов такой небесам был бы, что за намек? Да за такое хамство и непотребство небеса тут же обратили бы нечестивца в кого-нибудь рожденного ползать. Так что все нормальные фаллосы смотрят куда положено – немного вверх, и все довольны, ничего больше не надо. Сам Homo именуется «erectus» (прямоходящий), а эректус его – кривоторчащий, пизанский, с вашего позволения.

Вернемся к постройкам. Произошли они, как уже говорилось, из фаллосов. Вот и рассудим: зачем им торчать вертикально, в зенит? Это ведь, опять-таки, прямой вызов небесам. Надо ли напоминать историю Вавилонской башни? Пизанская куда надежнее и безопаснее будет! Сколько людям твердят: стремление возвыситься, поторчать над другими – это все гордыня, пустая гордыня! А она, кстати, наказуема. Ну, поставили американцы свои башни. Получите. У нас в Останкино тоже торчит – получите пожар.

Вообще, все эти жестоковыйные стояки и торчки призваны олицетворять исключительно Мощь и Стояние Государства и Власти. Как они (государство с властью) всех достали – нет нужды объяснять. Как начнут по радио рассказывать о погоде – так и ждешь, что скажут: «давление – столько-то метров Александрийского столпа». Вознесся выше он главою непокорной… Не по-человечески это! Мы согбенные, а они, вишь, воспряли. Ничего, мы тоже воспрядываем иногда. Кстати, помните, Глеб Успенский написал про Венеру Милосскую, что, мол, «выпрямила». Ну да, выпрямила – но ведь по-человечески, с извивом, наклоном, а не как пресловутая статуя свободы, или там столп Александрийский.

Короче, я к чему. Пусть себе государство воздвигается и возносится – мы же будем продолжать жить по-людски, с право-левым передне-задним уклоном. И строить соответственно. И любоваться творениями дрожащих рук своих. «Все должно происходить медленно и неправильно, чтобы не загордился человек» – сказал Веничка Ерофеев. Мы и не гордимся, мы не пизанцы какие.

Кстати, в Москве есть странная такая улица – Красный Казанец. Какой казанец, почему красный? По-моему, улица Пизанец (пусть даже красный) была бы куда уместнее. Мы бы ее застроили, оснастили бы фонарными столбами, палатками, туалетами, заборами, деревьями в пизанско-московском стиле, сами бы передвигались по ней должным образом, с уклоном. Пили бы из кривого горла, разумеется, «Шене». Жаль, башенный кран на улице Волгина упал, угробил кого-то. Стоял бы под углом, как положено, – его бы тоже туда. А можно специально и не строить, просто собрать на Пизанец кучу готовых объектов. Длинная получится улица. Красивая. А, может, одной и не хватит. Тогда будут у нас Большой Пизанец, Малый, а между ними – Кривопизанский переулок.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я
Warning: Use of uninitialized value in split at backoffice/lib/PSP/Page.pm line 251.