сегодня: 19/04/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 10/03/2005

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Библиотечка Эгоиста (под редакцией Дмитрия Бавильского)

Несколько замечаний к роману Катрин Милле «Сексуальные воспоминания К»

MORE SEX

Аркадий Драгомощенко (10/03/05)

В 1960-м Морис Жиродье из известного издательства Olimpia Press предложил Диане ди Прим написать свою автобиографию. А поскольку чаемый федеральный грант в десять тысяч долларов застрял где-то на почтах, Диана ди Прим дала согласие и начала работу. По мере завершения отдельных глав она тотчас отсылала их редактору, который незамедлительно возвращал их с надписью поперек первой страницы «Больше секса». Наконец, была написана, специально для Жиродье глава «Ночь у костра: Что бы ты хотел услышать»…

Ребенку понятно, что никакие это не воспоминания, но порнографический роман в классическом понимании этого жанра. Существует два (во всяком случае, известных мне) типа подобного рода повествований. «Роман-воспитания» – Доменик Ори, «История О». И «роман-путешествие», к которому относится книга Diana di Prima «Memoirs of a Beatnik».

«Сексуальные воспоминания Катрины М.» вполне логичным образом завершает невольно возникающую трилогию, образуя треугольник, в основании которого нетрудно углядеть (учитывая и время написания) «Историю О». Далее воображение любого может «свести» стороны обоих travelogue'ов в точку... Впрочем, называть ее вершиной не приходится. Проще, конечно, было бы представить равностороннюю фигуру, хотя саму «точку» схода, некую вершину, необыкновенно соблазнительно счесть зеркальным, призрачным отражением иной системы. К чему мы еще вернемся.

Если в «истории О» читатель встречается с повествованием об изменении личностного опыта, изменении (вплоть до полного стирания) personality, на которое идет «О» «ради любви» к возлюбленному (причем, последний является единственным, в коем туманно манифестируется «другой», управляемый грамматикой здравого смысла, мир), который, подобно «диотиме» (инверсия), ведет ее к едва ли не платоновской «любви к любви» (последнюю возможно уподобить coitus reservatus), – то роман Diana di Prima при всей бесхитростности формы «воспоминаний» предлагает линеарное движение через различные, равномерно распределенные как в «реальном» времени собственно мемуара, так и в архитектонике повествования эпизоды сексуальных intercourses, являющиеся, если прибегнуть к натянутому сравнению, чем-то вроде суфийских «макам» – «стоянок духа» на пути к «Хал (ету)» – исполненности, плероме. И что Р. Барт называет переполненностью -– «все земное сладострастье».

Надо заметить, что порнографический роман, как и любой роман, обязан порождать желание, но он также должен любым способом устранить себя как возможный объект желания. Вероятностей несколько. Одна: превратиться в моралите, фаблио, декамерон, другая — остаться простым свидетельством и перечислением (дневники странствующих географов, «каталог морей и гор»). Есть и иные, этнографические, «психологические» и т.д.

И неудивительно, что, обладая очевидным знанием, безусловной начитанностью в области подобного рода словесности, Катрин Милле вносит в «тесноту ряда» своего произведения неожиданные структурные нарушения. Она начинает именно с «переполненности» (к чему обычно стремится жанр), с должного некоторым образом ошеломить количества связей, атрибутов, ситуаций, телесных подробностей, создавая на протяжении десятка страниц нечто вроде монументального фриза. Она начинает, словно с «одного долгого стона» (Барт), чем положено по обыкновению кончать.

Но здесь уместно возвратиться к упоминавшейся «точке схода», из которой нетрудно провести линию к тому, что мы бы назвали «влечением» к счету, классификации, а в итоге — к комбинаторике, и что дает основания полагать нечто вроде легкой интертекстуальной прогулки в сады Донасьена-Альфонса-Франсуа маркиза де Сада (несколько дальше, впрочем, отстоят сады Иеронима Босха).

Одновременно с этим Катрин Милле вводит в текст главу «сексуальные фантазии», включая, таким образом, тему «отражения в отражении», поскольку сам роман и есть не-различимое фантазматическое повествование, реальное едва ли не в лакановском понимании. И, наконец, сам субъект повествования является одновременно инстанцией экстра-нарративной «реальности».

«Она» — редактор журнала «Арт-Пресс», и с ее (дополнительной) точки зрения мир предстает как бесконечная лента иллюстрации уже всегда свершившегося искусства, в которое с точно рассчитанным постоянством инкорпорируются «сексуальные» перипетии и что, безусловно, во-первых, помогает якобы избежать монотонности, свойственной всем без исключения порнографическим романам (пресловутая ретардация), во-вторых, позволяет увести «секс» в иллюзорную сферу «вечного искусства», а свой роман вывести на позицию наличного вожделения. Здесь налицо некая не до конца, скажем, высказанная концепция. Множество «стрелок», «указателей» рассыпанных по тексту в виде невинного и объективного комментария, должны вроде бы помочь найти центр тяжести шаткого равновесия истории.

А замечания, наподобие: «сухие, сухопарые, изможденные мне кажутся более сексуальными», тогда как «полных, тяжелых мне хочется феминизировать», также принимают участие в игре «переходов», пока не начинаешь задумываться, кто, собственно, говорит? Женщина? Мужчина? И мне кажется, что вот эту, действительно, с трудом нащупываемую за персидскими коврами сексуальной пластичности трансгрессию возможно будет счесть как единственную пружину действия. Уверен, что Януш Славиньский думал об ином, высказывая следующее соображение: «Образ в поэзии часто понимается как вызванное представление в воображении. Однако образность в поэзии носит лингвистический характер, а не пластический. Поэтический образ — это вспышка, вызываемая переосмыслением одного знака в контексте другого».

Насколько глубоко происходит такого рода переосмысления в романе, судить затруднительно. Но как уживутся в нем подробные описания орального секса с полетом Ива Кляйна — вопрос действительно другого рода.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я