сегодня: 25/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 01/02/2005

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Бумеранг не вернется: Городское соло

Евгений Иz (01/02/05)

/Евгений Гришковец «Планета», М.: Зебра Е, 2005/

Есть такие люди, о которых, если кто-то совсем ничего не знает, то и рассказать что-либо невозможно, а если уже знают, то рассказывать не имеет смысла. Хотя, о творчестве таких людей постоянно пишут в каких-то популярных цветных журналах, как правило не слишком пространно и всё одно и то же, но все-таки постоянно. И такие люди в общем работают соло, и это соло звучит сугубо в городе, и в городе не таком уж маленьком, потому что, наверное, в других краях такое соло могут и не понять, и всё это довольно сложные культурологические парадоксы, имеющие очень простую природу, как и всё вообще. И эта простая природа, как и всякая причина, таинственна и непонятна – очевидно потому, что мы люди, и мы способны задумываться. А задумывание всегда происходит как соло и таким остается.

Поэтому что можно такого нового сказать о Гришковце? Тем более после всех полученных им наград («Антибукер», «Золотые маски», «Триумф» и т.д.). Пьесы изданы книгами («Город»), автор появлялся в кино, на новогоднем ТВ, потом появился роман «Рубашка», теперь еще книга пьес «Планета», на его речитатив «Настроение улучшилось» существуют КВН-пародии. И говорит он всегда об одном и том же, с одинаковой такой трогающей интонацией, и в этой интонации уже укоренился его образ. Так что о Гришковце сказать нечего. Он сам все время говорит, и то что он говорит – слишком просто и понятно, чтобы в очередной раз подходить к этому с какими-то инструментами анализа, которые как правило всё губят в подобных случаях. Вот, например, городской солист П.Н.Мамонов – человек, наезжающий со спектаклями из деревни. Это то же городское соло, в пределах, допустим, Москвы, СПб и Киева, но в сравнении с соло Гришковца – это обратная сторона Луны. И все, кто знает о чем и о ком речь, те говорят что-то вроде «Жаль, что вас там не было»: о Мамонове, о Гришковце, о Луне вообще. Кто-нибудь будет говорить о новой волне в культуре большого города. Кто-то – о втором дыхании театра в большом городе. Но ключевое слово все равно не «большой», а «город». Маленький человек в большом городе, где много людей. Человек и люди. Специфическая тема. Вечная.

В сборнике «Планета» есть пьесы известные, виденные, слышанные: «Планета», «Как я съел собаку», «Записки русского путешественника», «Одновременно», «Дредноуты». И есть замечательные, особенно для любителей коротких и пронзительных соло, миниатюры из альбома «Сейчас» – девять коротких зарисовок из городской жизни. И все это монолитно стоит и покоится на все той же специфической интонации. Всегда есть уход в метафизику, к абстрактным вершинам загадки мира и жизни, но совсем ненадолго, чтобы после сразу назад, туда где дом и работа, метро и пробки, отпуск и будни. И об отпуске и буднях всегда по-человечески подробно, но искренне и с пронзительным настроением. Чуть трагично, но не столь горько. Щадяще. Такие осторожные песни Пьеро, у которого филологический диплом, и который уже знает цену словам и особенности вербальной коммуникации. Но всё равно – есть о чем. И в кино есть желание сниматься дальше, потому что есть о чем сказать и там. Ведь в кино, спору нет, сплошной тоскливый ужас, и ужас этот все никак не закончится, потому что тоска идет длинная и не светлая. И в театре – то же самое.

Это Гришковец когда-то где-то кому-то в каком-то интервью сказал простыми словами о том, что театр будет еще более мертвым, если упустит пару поколений (молодых) – поколения эти утекают у нас, как песок сквозь пальцы, и уносят свой язык и свой взгляд на мир с собой в потухание и старость, а говорить нужно как раз молодым и на том языке, на котором они видят все вокруг. Не думаю, что это высказывание в интервью как-то помогло театру вообще, потому что в этих краях никогда и ничего не было так вот просто и сразу. А если и было такое, то всегда что-то не очень хорошее.

Но Гришковец настроен больше о хорошем. «Простые вещи» был такой альбом у «Звуков Му». Обратная сторона, но все же… И Гришковец больше настроен оставаться в Сейчас, и именно в его как бы такой золотой середине, без ужасов и тоски, которые так легко и просто выплескиваются у нас в кино. Вещи простые, поскольку важные. Безусловно, на любителя. Это средний, конечно же, класс. Обиженный в чем-то метафизически, но еще внутренне вроде бы здоровый, поскольку не старый. Тут не нужен экстрим. Тут нужно, как своим о своем, а чтобы не было скучно – вот с этой особой интонацией. Планетарно и сиюминутно. Потому и называется альбом «Сейчас». Там только человек и его Время. И еще, конечно, Город. И Любовь. И огромное количество деталей, которые в памяти и рассудке человека оказываются живее и ярче, чем, может быть, где-то там – «на самом деле».

«И еще почувствовать, что все это вокруг… ну все вот это, все, что происходит со мной… это не что иное, как начало прекрасной дружбы, моей дружбы с моим временем. Дружбы в отсутствии любви

А может есть целые поколения, которым не то чтобы не дают сказать слово, но просто у этих поколений нет каких-то таких специфических людей, которые могли бы слово это рассказать, и такие поколения просто ничего другого не могут, как утечь песком сквозь какие-то непонятные пальцы?

«И еще ты прищурил глаза, и от этого фонари дают такие длинные-длинные лучи, а между ресниц застряла слеза. И эта слеза – это же самая лучшая линза, самая лучшая оптика для того, чтобы увидеть всю свою жизнь насквозь

Нет, вообще-то такого не может быть, чтобы у поколения не было своего Пьеро, а у Пьеро не было своего поколения. Иначе – никакой Луны, один сплошной Фобос.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я