сегодня: 19/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 28/05/2002

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Знаки препинания № 15.
Пьеса без послания. Премьера новой пьесы Александра Гельмана в Челябинске

Дмитрий Бавильский (28/05/02)

С самого начала событие подавалось как маленькая сенсация - многолетний затворник-молчалец прервав добровольный обет, написал новую пьесу "Профессионалы победы", премьеру которой сыграют в Челябинске. В присутствии автора. Действительно, гордость советской драматургии приехала на Урал, вышла в финале на поклоны, усталая, но довольная проделанным результатом. Не зря, значит, ехал.

Единственное, что смущало - спектакль-то антрепризный, с участием Льва Дурова и Бориса Щербакова, что, как не крути, знак определённой эстетики и качества. Снова "звезда на фоне занавески"? Может быть, на этот раз пронесёт?

Не пронесло. Менее чем скромное оформление, актёры, изображающие сильные эмоции. Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Стало понятным, почему Челябинск. Спектакль вышел сырой, необкатанный. Зато с идеей. С болью за державу. За судьбы отечества.

Впрочем, подстава содержалась уже в исходном материале - в пьесе А. Гельмана. "Профессионалы победы" - фантазия на темы президентских выборов в неотдалённом будущем (2017 год). Действующий президент России Дубов убит во Владивостоке и на досрочных выборах, во что бы то ни стало, должен победить его сын (Борис Щербаков), чтобы прикрыть папкины делишки.

Но Дубов-сын не на что не способен: он сильно пьющ и вял, никакой харизмы. За дело берётся фирма "Профессионалы победы", устраивающая выборы в разных городах и странах. Руководит фирмой - правая рука убитого президента (Лев Дуров), он же, по совместительству, глава Дальневосточной мафии, вытеснившей в Кремле мафию ленинградскую. У него в помощниках - жена Дубова-сына, которая влюбляет в себя двойника президента Олега (его тоже играет Борис Щербаков), и на энергии этой любви (сладкая парочка всюду появляется вместе) и выигрывает выборы.

Почти, "Пятый элемент": любовь движет не только солнце и светила, но и предвыборные марафоны. Однако, не выдержав напряжения, дублёр стреляется на первой же своей пресс-конференции, фенита. И тогда приходят мародеры: потрясённая вдова берёт управление в свои руки, объявляя начало новой предвыборной компании. В которой, никакого сомнения быть тут не может, она обязательно победит - ведь за ней стоит контора "Профессионалы победы".

О работе подобных фирм, Александр Гельман, наверняка, знает не понаслышке и из первых рук. Странно только, что маститый автор не знает другого: есть хороший американский роман с точно таким же поворотом сюжета. Не помню автора, но там президента убивали на трапе самолёта, и его жена, на глазах потрясённого мира, принимала единственно правильное решение. Задолго до этого просчитанное в тайных лабораториях предвыборных штабов.

Перенесённый на российскую почву, сюжет этот не выглядит убедительным по множеству причин. Но главное не это - попытка острой, полемически заострённой пьесы, оборачивается постмодернистским фарсом, внутри которого - пустота.

Разумеется, в "Профессионалах победы" масса смешных реплик и интересных мест, но, в целом, пьеса явно не задалась - хотя бы потому, что её коллизии легко просчитываются. Тема медиального обмана, симулякров, политической недобросовестности - явно не для орденоносца и лауреата государственных премий.

Время изменилось, темп жизни, отношение к окружающей действительности. Понятно, когда об информационной агрессии пишет В. Пелевин или В. Сорокин - тут они, что называется, в материале. Когда за подобные темы берутся литераторы старшего поколения, выходят "Профессионалы победы". Или, вот, не к ночи будет помянут, "Господин Гексоген".

Впрочем, не случайно, что пьесой этой заинтересовалась именно антреприза - явление пустотное, симуляционное. Антрепризные постановки, за редким-редким исключением никакого отношения к театру не имеют. Создают видимость театра - да, обладают всеми признаками театрального действа - безусловно. Тем не менее, всё это - видимость, копия, обманка, использующая зрительские рефлексы: имена-приманки, пряный декаданс, падкость на рекламу. Банальный чёс.

Жив оказывается и другой древний зрительский атавизм: отношение к театру как кафедре. Вот постановщики "Профессионалов победы" и решили сыграть именно на этом. Справедливо посчитав, что надоели потоки липкой лжи про красивую заграничную жизнь и вертлявые комедии из жизни насекомых. А тут - Гельман, боль и горечь, всё как у взрослых. По настоящему, типа. Вот и выходит то, что выходит: ещё на одном театральном жанре (актуальная публицистика) можно поставить жирный-жирный крест.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я