сегодня: 18/09/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 29/10/2004

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Онтологические прогулки

Не забуду параметр нелинейности

Сергей Малашенок (29/10/04)

Мне представляется, что человечество не вполне еще осознало все колоссальное значение, каковое имеют для его развития так называемые автоколебательные процессы. А также и другие процессы, обусловленные взаимоотношениями порядка и хаоса. Автоколебания – они везде. И в явлениях живой и неживой природы, и в экономике, и в отношениях людей, и в механизмах нашего сознания.

Вот, скажем, близкий мне пример. Литературная критика, а также и критика критики. Это ведь сплошь и рядом, когда один и тот же критик ставит свое отношение к тому, или иному писателю в зависимость оттого, что пишут об этом писателе другие критики. Если хвалят, он будет ругать. Если ругают, похвалит. Кто-то скажет, что это, мол, такая просто психология, связанная с природой самоутверждения. Это, на мой взгляд, не совсем так. Наше одобрение чего-нибудь порой возникает только за счет очень специфической энергии, которая и берется из чьего-либо отрицания. И наоборот. В конце концов, отношение критика X к писателю Y приобретает характер автоколебаний. Кто-то, возможно, и посмеется над этим, а зря. Что естественно, то не смешно.

Да и вообще, постоянно за счет внешнего источника энергии возобновляемое состояние неравновесия внутри пар «ускорение-торможение», «одобрение-осуждение», «стабилизация-бардак», или, вообще говоря, «порядок-хаос» является очень часто единственным способом не только жить, добиваться прогресса, собирать урожаи, но и понимать что-нибудь. Короче, нужен пульс. Пусть биение сердца и не является конкретно автоколебанием, но несомненно, что управляется оно чем-то вроде электромагнитного генератора, такой запрятанной в сердечной мышце штукой с батарейкой, и обратной связью, для которой вполне допустима нарезка понтов насчет фазовых портретов, предельных циклов, и параметров нелинейности. Так вот, что интересно в этих автоколебаниях, так это необходимость некоторого раздрая, неравновесия, беспорядка. Немного хаоса, как ни странно, обеспечивают надежность дела гораздо лучше, чем это бывает, когда слишком много порядка. И потом, даже когда сплошной хаос, то это все-таки еще жизнь. А пережмешь чуть-чуть насчет стабильности – и пошла прямая линия! Нет пульса!

То же и с восприятием литературных фактов, с их, повторимся, пониманием. Конечно, и для адекватной оценки политических явлений помнить об автоколебаниях не вредно, но дело в том, что если, как многие говорят, литература у нас умерла, то уж политика и подавно. А раз политики нет, то и говорить особенно не о чем. Разве только вот стоило бы указать на одно печальное заблуждение по поводу политики. Говорят, что политика – дело грязное. Это заблуждение, и одно из вопиющих. На мой взгляд, политика – это когда никто никого не лучше (и не хуже), а лишь бы польза была. Где же здесь грязь? Грязь возникает, когда начинают политиками притворяться примерно так, как у нас типа специфические (испорченные квартирным, и другими вопросами) бабы в мантиях притворяются судьями. А так, по своей чистоте политика может сравниться только с математикой. Парадокс заключается в том, что угнетаемая постмодернистскими функционерами политика уходит в подполье, и уже оттуда грозит погрязшему миру своими неумолимо чистыми параметрами нелинейности. Предыдущий период стабилизации в России, как известно, закончился ее уменьшением раза в два. Уважая нелинейность, можно предположить, что в следующий раз Россия уменьшится раза в четыре, а потом и в шестнадцать.

Но Бог с ней с политикой, к слову пришлось. Главное ведь, действительно, литература. Этот небольшой текст написан во славу ее, а не то чтобы в оправдание. Теперь, когда мы выяснили роль и значение автоколебаний в жизни вселенной, стоит отметить, что литература в очень большой степени и есть уникальное автоколебание. Неустранимый конфликт между проектом и объектом, о котором писал Деррида – что это? С одной стороны (в статике) – типичная антиномия, противоречие двух законов. Но с другой стороны, в динамике – это опять-таки все та же бесконечно возобновляемая ситуация неравновесия при наличии обратных связей.

Ведь как школьникам на пальцах объясняют «логику» автоколебаний? На парадоксе лгунов и правдунов объясняют! Предположим, говорят, некий профессор на экзамене в ВУЗ занимается грубым отсевом абитуриентов. В конце беседы профессор задает каждому вступающему сакраментальный вопрос: а зачем, собственно, имярек поступает именно в эту альма-матер, в каких-таких вменяемых целях? Далее происходит строго одно из двух. Если абитуриент пытается излагать что-то похожее на правду, типа стану юристом и посажу всех, кому должен, в тюрягу, то ему ставится неуд, парня проваливают, за правду-то. Если же поступающий пускается в тяжкие, начинает завираться, вспоминает про народ, Родину, закон, то это воспринимается благосклонно, человек получает оценку «удовлетворительно». Так это дело и идет накатом, пока в аудитории не появляется некто, кто на описанный вопрос отвечает: «пришел, чтобы вы мне тройку поставили». На этом все кончается, так как профессор погружается в транс. Будучи принципиальным, как Гуго Пекторалис, отступить от начальных условий он не может. Но, если абитуриент солгал, то ему действительно надо поставить три балла. Тогда получается, что абитуриент сказал правду, и его надо выгнать. Но тогда он солгал. И далее, в бесконечность.

Ну, чем не конфликт проекта и объекта на самом деле, а не простая антиномия? И, если я прав, то и получается, что воспринимать, и понимать литературные явления надо динамически, помня о параметрах нелинейности.

Что и требовалось доказать.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я